Также дорога пересекает линии связи. Связисты должны переложить кабель из оптоволокна, электрики – перенести линии ЛЭП. Сложность еще в том, что около Лыстема проходит газопровод высокого давления.
Как отметил Виталий Данилович, самый большой объем работ – это земельные работы по возведению дорожного полотна, который сейчас и ведут дорожники. Строительство дороги от Какможа до Лыстема длиной в 1,5 км начали более двух недель назад. Работа здесь кипит с утра до вечера: четыре КамАЗ-а привозят грунт с карьера, под который администрация МО «Какможское» выделила участок недалеко от местной свалки, с условием, что после окончания работ весь мусор столкают в образовавшуюся яму. За рулем грузовых машин – Владимир Исупов, Игорь Сырчин, Александр Рябов, Анатолий Варфоломеев. Экскаваторами управляют Александр Мохов и Андрей Иванов. На грейдере – Василий Кудрин. Дорожное полотно где-то поднимают, а где-то наоборот срезают, так выравнивается дорога, чтобы зимой не заносило снегом. По нормативам ширина дороги должна быть шесть метров, старая дорога не соответствует стандартам и по этим параметрам, поэтому ее расширяют. Перекладываются и коммуникации. Если погода не внесет свои коррективы, по мнению мастера Виталия Плотникова, к концу месяца земляные работы выполнят, а сдача дороги запланирована на 21 сентября. Дальше очередь так называемой дорожной одежды из ЩПГС. Смесь из щебня, песка и гравия уложат толщиной 25 см. «Гарантию на дорожную одежду мы даем три года, - говорит Виталий Данилович. - Все гравийные дороги мы делаем с учетом того, что когда-нибудь положат асфальт. Так и здесь. Кто знает, а вдруг?»
Чтобы работа спорилась, людям нужно подкрепиться. Вкусно и сытно дорожников кормят в кафе Елены Зориной. На обед в Какмож работников ремонтно-строительного участка во время доставляет Виктор Майшев. Он же подвозит их утром сюда, к месту работы, а вечером – домой.
Пока мы беседовали с Виталием Плотниковым, недалеко от нас как огромный жук «ковырялся» в земле гусеничный трактор. Это на своем стареньком Т-170 выкорчевывал пни и готовил участок под кювет Владимир Макаров. Владимир Эммануилович старожил коллектива Вавожского РСУ. Пришел он сюда работать в далеком 1978 году, сразу после армии. «Зачем прыгать как белка из одной организации в другую? Как говорится, везде хорошо, где меня нет», - отвечает улыбаясь механизатор на мой вопрос «не возникало ли за эти годы желания поменять работу». Все дороги в районе построены с участием Владимира Эммануиловича. И не только. Он принимал участие в строительстве дорожных сетей Воткинского, Шарканского, Дебеского, Каракулинского и других районов – все и не упомнишь. Круглый год его трактор не знает отдыха: зимой валы снежные толкает, снегозадержание проводит, осенью – на заготовке материала, летом – на строительстве и ремонте дорог. Такого напряженного графика подчас не выдерживает «организм» пожилого по техническим меркам трактора. Четверть века механизатор «дружен» с Т-170, все слабые места знает своего железного коня. Знает и потому быстро умеет поставить на ход. «Вот выйду на пенсию и трактор уйдет вместе со мной на заслуженный отдых – вряд ли кто еще найдет с ним общий язык. Селтинский начальник как-то в шутку говорил, что подарит его мне при выходе на пенсию», - ласково посматривает в сторону техники Владимир Эммануилович. До его пенсии есть еще время, а пока они усердно трудятся на строительстве дороги до Лыстема, которую жители деревни ждали уже давно. Особенно – жители улицы Полевая: каждой весной их затопляло. Новые дорожные коммуникации – откроют путь талой воде.
Светлана ДОЛГАНОВА
|