Дверь была открыта.
- Бабушка уехала, дедушки нет, - заявили мне шустрые девчушки. - А мы болеем.
«Болеют» они очень активно: одна модничала в маминых туфлях на высоких каблуках, другая – в сапогах с такими же каблуками. Пока мы знакомились с Дианой шести лет и четырехгодовалой Миланой пришел дед. Константин Степанович хозяйничал во дворе, кормил скотину.
- У нас бычок – больше года уже, две козы да козел, 12 гусей, 10 индюшат, 30 бройлеров, куры, поросят четыре головы.
- Еще рыжий, - подсказывают внучки.
- Это вьетнамский поросенок, - уточняет дед.
- Говорят, вы родом с Волги. Как занесло сюда?
- Служил в Ижевске. Там познакомился с Лидой. Увез ее к себе, но там долго не прожили. Приехали на родину жены, в Какмож-Итчи. Тогда ее брат Петр работал в «Удмуртии» главным инженером, позвал меня на работу – нужен был водитель. Так и приехали в Волково.
Это было 35 лет назад. Приехали Куприяновы втроем: папа мама и дочка Елена. Здесь родились Мария, Максим, Иван, Настя. Сегодня у Куприяновых девять внуков. Так что скучать не приходится.
Константин Степанович рассказывает про свою жизнь. Родился он в Рождество, 7 января. Может быть, эта счастливая цифра всю его жизнь осветила. Встретил любовь, одну на всю жизнь. Бог дал хороших детей. Вспомнил, как в самый разлив родилась Маша. Тогда Волково было отрезано от Вавожа. Сегодня это вспоминается с улыбкой. Годы шли в заботе, в работе. Дети подрастали, оперялись, как птенцы улетали из дома. Все нашли свое место в жизни. Но однажды летом черное крыло беды коснулось: похоронили сына. Эта рана не заживает.
Я слушала нездешний волжский говор, и мне показался он знакомым. Точно, мы уже встречались. Было это более 30 лет назад. На новом мотоцикле мы с мужем ехали в Можгу, но уехали недалеко. Не едет упрямая техника, кашляет. Мимо шли машины. И вдруг одна остановилась. Шофер оказался опытным, попробовал бензин: «Сахар в бак насыпали». Он помог очистить систему, залили снова бензин…
- Я напомнила этот случай: «Помните, в лесу, за Вавожем, еще до поворота»… И он вспомнил, как распознал причину, как краник открыл и бензин сливали.
Жили мы тогда в центре, около старой автостанции. Мотоцикл стоял во дворе. Кто-то зло совершил, а он выручил. Он помог и забыл. Я пыталась потом узнать, кто это был, но кто знает, откуда он был. Все эти годы нас жизнь не сводила, хотя в этом доме я была раньше.
Больше, мне кажется, ничего про Константина Степановича не надо говорить. Он из тех, кто сделал добро и забыл. И так, наверное, бывало не раз. Просто он по-другому не может. Благодарю этого человека за все и от себя, и от всех, кто был с ним шел и идет по жизни. Как это в песне: «Красоту уносят годы, доброту не унесут». Любимый муж, отец, дед, уважаемый сосед… Что еще надо в этой жизни для счастья и радостных дней?
Надежда ШИРОКИХ
|