Педагогический стаж Светланы Щеткиной 27 лет. За ее плечами много достижений, как личных, так и у учеников, часть из них находили отражение в нашей газете. В этом году Светлана Германовна участвовала и победила в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями Удмуртской Республики. Думаем, что читателям будет интересно подробнее узнать о победителе престижного конкурса.
- Светлана Германовна, почему решили участвовать?
- За этим конкурсом следила всегда. Восхищалась коллегами, которые побеждали. Когда была директором школы, учителей призывала принимать участие. Конечно, подготовка отнимает много сил и времени. Одно составление портфолио чего стоит! Надо сдать папку, где восемь разделов. Критерии, по которым определяют победителя республиканского конкурса, серьезные: качество знаний учащихся, результаты внеурочной деятельности, профессиональное развитие учителя и многое другое. Но мне было интересно попробовать что-то новое.
- Можете выделить самое дорогое для Вас достижение за эти годы?
- Наверное, данная победа. Очень значимы для меня победы учащихся во всероссийских конкурсах исследовательских работ. У Жени Чирковой два первых места, есть и второе место. У Ани Зайцевой есть призовые места. И в онлайн-олимпиадах мои ученики занимали первые места.
- Как учитель истории, какие задачи ставите перед учащимися?
- На первом месте – качество знаний, но высокого качества не будет, если нет любви детей к этому предмету. Без интереса и любви не бывает результата.
- А влюбить в предмет трудно?
- Довольно трудно. Знаете, дети говорят, что история им нравится, но читать не хотят. Сейчас есть интернет-ресурсы, книг много – информационный материал богатый, чтобы знать историю, но, к сожалению, дети отвыкают от чтения. А на уроке, когда я рассказываю, им интересно, они вовлекаются в работу, слушают.
- Не могу быть уверенной в достоверности сказанного, но я слышала, что в школе Вам история давалась тяжело, но налегли на этот предмет и впоследствии поступили на исторический факультет...
- Это не совсем так было. До восьмого класса я училась без понимания того, что это пригодится мне в жизни. А потом учитель истории Коколев Дмитрий Андреевич перевернул мое сознание. Он рассказывает на уроке о событиях советского периода в нашей стране и дополняет: «А у Светланы дядя участвовал в этих событиях» или «У Светланы дедушка был там» и тому подобное. После таких его ремарок мне становилось интересно, приходила домой и расспрашивала домашних.
- Вы человек целеустремленный?
- Я человек увлекающийся. Периодически возникает желание пробовать что-то новое. Ставишь цель и идешь к ней.
- Не жалеете, что стали педагогом?
- Никогда об этом не жалела. Как в школе увлеклась историей, так до сих пор. Читаю, смотрю, интересуюсь. Любопытно, что старший брат Валерий Родионов настраивал меня на профессию зоотехника. Как раз в 1982 году была принята Продовольственная программа СССР, меня уговаривали поступать на зоотехника.
- Ваша профессиональная деятельность и хобби совпадают?
- У меня есть хобби, которое не связано с историей. Я очень люблю рукодельничать: вязать крючком и спицами, вышивать, делать поделки. Это у меня, как модно сейчас называть, вид релаксации. Я могу вязать и думать о другом, строить какие-то планы, обдумывать пути решения проблемы. Но рукодельничать могу позволить себе только в зимние и весенние каникулы, летом у нас огород.
- Откуда черпаете вдохновение?
- В результатах деятельности.
- Хотелось, чтобы Вы рассказали о сыновьях.
- Пока они обычные дети, студенты. Как мать, пока только радуюсь, что они успешно учатся, если чего-то достигнут, буду гордиться. Старший сын на третьем курсе Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. За плечами – учеба в ИжГТУ, который не закончил и ушел в армию. Младший сын с детства выбрал художественную направленность, сейчас он на пятом курсе Российской Академии художеств им. И.Е. Репина, на факультете скульптуры (художник-скульптор).
- Есть у Вас мечта, которую не можете осуществить в течение многих лет?
- Мне кажется, что все мечты у меня мелкие, конкретные. Ставлю перед собой программу-минимум. Что касается какой-то глобальной мечты, отвечу словами Юрия Лозы: «Мне уже многое поздно, мне уже многим не стать и к удивительным звездам мне уже не слетать».
- Ваш педагогический стаж приближается к трем десяткам лет. Что отличает нынешних детей?
- Мы с ними учимся друг у друга. Они очень продвинутые в компьютере, помогают мне в этом, у нас хорошие взаимоотношения. Нынешние дети легко находят нужную себе информацию. Узнали что-то, отчитались, а системно знать не стремятся. Раньше дети более настырные были. Например, Оля Чиркова с красным дипломом закончила юридический факультет УдГУ, Лида Смирнова – исторический, поступать на эти факультеты было всегда сложно.
- Вы всегда хорошо выглядите: стройная, ухоженная. Занимаетесь собой? Следите за модой?
- Я учительница-крестьянка, потому что живу в деревне, не могу оторваться от этого быта. У меня огород, мало-мальски скотину держим. Раньше, когда дети были маленькие, держали и корову. В жизни, считаю, мы повидали уже многое, были очень трудные годы, и корова была кормилицей. Мне нравятся ухоженные люди, поэтому, может быть, я к этому стремлюсь, но не всегда это получается. Мне не хочется быть полной. Не скажу про себя, что систематически занимаюсь спортом, но об этом помню. Поработала за компьютером, потом встала, и сама себе говорю: «Так, Светлана Германовна, тело – в дело» и начинаю выполнять какие-то гимнастические упражнения. Для этого мне не надо тренажеров, сложных установок. Такая деятельность очень нравится, в студенческие годы я занималась в секции гимнастики, и до сих пор это потребность. Что касается насчет моды, за ней не слежу. Я никогда не была модной. Мое правило: деловой стиль, аккуратность, чистота.
- Светлана Германовна, кому больше Вы обязаны за то, каким сегодня являетесь?
- Формирование человека, наша социализация зависит от многого. Безусловно, я благодарна родителям. Мама была требовательной. Помню, когда приехала домой с дипломом, там почти отличные оценки были, папа очень обрадовался. А мама, знаете, что сказала: «Диплом еще ничего не значит, покажи себя в работе». Эта ее фраза стала для меня, наверное, как путеводная звезда. Не забыть, как умел настраивать на работу Анатолий Максимович Егоров, директор в те годы, когда я начинала работать в Гурезь-Пудгинской школе. Учителя Е.И. Матвеева, С.Н. Горшкова, Г.Р. Рябчикова были уже с опытом. Аккуратные, собранные, требовательные, мы были под их контролем, это тоже постегивало.
Валентина БОГАТЫРЕВА
|