ВЛАДИМИР
ПУТИН: Первоочередная задача – принятие принципиальных решений по
пенсионной формуле. Пенсионная формула должна обеспечить дифференцированный
подход к каждому гражданину: чем больше стаж и зарплата, тем выше должна быть
пенсия. И, безусловно, формула должна быть справедливой, стабильной,
прозрачной, самое главное – понятной и для работников, и для работодателей.
НИКОЛАЙ
БУЛАЕВ: Нынешнее законодательство формирует в первую очередь
пенсионный бюджет тех, кто собирается на пенсию не в этом году и не в
следующем. Пенсионную реформу нужно продолжать обсуждать. Партия заявляла свою
позицию в отношении пенсионной реформы еще на этапе подготовки соответствующих
законопроектов. Всего нами было предложено 5 тезисов, которые стали позицией
Партии по данному вопросу. При подготовке правительственных законопроектов
четыре позиции были учтены, частично были учтены позиции по предоставлению
отпуска по уходу за ребенком и пенсиям работающим пенсионерам. Наша ответственность
при принятии этих законов будет максимально возможной.
АНДРЕЙ
ИСАЕВ: Мы переходим от расчета пенсионного капитала в рублях к
расчету капитала в баллах. Мы разделяем трудовую пенсию на самостоятельные виды
пенсий - страховую и накопительную, что с нашей точки зрения правильно, так как
накопительная пенсия будет постепенно выводиться из обязательной пенсионной
системы в добровольное русло. Это магистральный путь, по которому нам предстоит
идти, который понятен и объясним. Некоторые представители правительства
настаивали на отмене льготного стажа по выходу на пенсию педагогам и врачам, но
в результате его решили сохранить. Это стало, безусловно, успехом, которого
удалось добиться Партии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПОВОДЫ
19
октября 2013 года правительство РФ внесло в Государственную Думу пакет
законопроектов о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и
назначении пенсии.
22
октября 2013 года состоялось совместное заседание политических платформ на
тему: «Позиция
Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по стратегии долгосрочного развития пенсионной
системы Российской Федерации».
ОСНОВНЫЕ
ТЕЗИСЫ
1. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» добилась сохранения
льготного стажа, дающего право досрочного выхода на пенсию по выслуге лет
педагогам и медицинским работникам.
2. Пенсия работающих пенсионеров будет
сохранена в полном объеме. Ранее финансово-экономический блок
правительства предлагал выплачивать пенсию только частично. Правительство
предлагает отказаться от перерасчета пенсий работающим пенсионерам, стимулируя
более поздний выход на пенсию. Партия считает, что лишать работающих
пенсионеров возможности перерасчета пенсий в условиях, когда работодатель будет
продолжать платить за них взносы в Пенсионный фонд, абсолютно неправильно и
необоснованно. «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предлагает делать перерасчет пенсий,
исходя из размера заработной платы, определив количество баллов в каждом
конкретном случае, чтобы низкие зарплаты проходили полный перерасчет, а
высокие – неполный.
3. Методику расчета пенсионного коэффициента
будет обсуждать Парламент. Определение стоимости пенсионного
коэффициента – это определение размера пенсии. Партия настаивает на четких,
ясных и понятных критериях определения коэффициента, на открытом и всестороннем
обсуждении важнейших для граждан вопросов.
4. Матери, находящиеся в отпуске по уходу
за ребенком, не должны получать меньшую пенсию. Правительство
предложило оплачивать нестраховые периоды за 3 детей (4,5 года).
Устанавливаются повышающие коэффициенты: за первого ребенка – 1,8 балла, за
второго – 3,6, за третьего – 5,4. Партия считает, что количество нестраховых
периодов следует не ограничивать 4,5 годами (что соответствует рождению в семье
3 детей), а засчитывать в стаж по 1,5 года за каждого родившегося ребенка.
5. Предложена формула накопительной части
пенсии 6% или 0%. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» утверждала, что решение
направлять 2% от фонда оплаты труда для граждан в накопительную систему,
присоединив 4% к страховой части, непоследовательно. Правительство поддержало Партию, предложена формула 6% или 0%.
Граждане смогут выбрать: направить 6% от фонда оплаты своего труда в Негосударственные
пенсионные фонды или оставить их в составе своей страховой пенсии, где они
будут индексироваться по инфляции и по доходам Пенсионного фонда РФ. Само право
выбора будет продлено до 2015 года.
6. Средства, вложенные в НПФ, должны быть
обеспечены системой страхования. Негосударственные пенсионные
фонды в основной массе дают доходность на размещенный в них капитал ниже
инфляции, пенсия является не накапливающейся, а убывающей. Также растет
количество претензий к НПФ. Партия видит необходимость в тщательной проверке действующих фондов, а также в обеспечении страхования средств, вложенных
в НПФ, аналогичной страхованию банковских вкладов.
СПРАВКА
ü 25 июня 2013 года Министерство
труда и социальной защиты представило новую пенсионную формулу, введение которой предполагается с 1 января
2015 года.
ü 12 июля 2013 года состоялось
совместное
заседание политических платформ Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на тему: «Новые правила исчисления
трудовой пенсии», на котором Партия сформулировала пять основных требований
правительству по корректировке новой пенсионной формулы.
ü
В 2012
году лицензии лишились четыре НПФ, в 2013 году - шесть фондов. Из инвестированных 440 млн рублей
удалось вернуть на счета застрахованных лиц лишь 100 млн. В региональные отделения
Пенсионного фонда поступило свыше 700
заявлений, в которых НПФ обвиняются в сознательном занижении средств,
зачисляемых гражданам.
ü 19 октября 2013 года правительство
РФ внесло в Государственную Думу пакет законопроектов о новом порядке
формирования пенсионных прав граждан и назначении пенсии: "О страховых
пенсиях", "О накопительной пенсии", "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов
"О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии", "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам
обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными
лицами варианта пенсионного обеспечения", "О внесении изменений в
статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и статью 1
Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых
Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой
пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю
потери кормильца отдельным категориям граждан".
ПЕНСИОННАЯ
ФОРМУЛА
В соответствии с
законопроектом "О страховых
пенсиях" с 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый
порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.
Документом устанавливаются три вида
страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются
достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие
страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов),
наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. При этом
в документе содержатся переходные положения, по которым величина стажа в 2015
году должна быть не менее 6 лет, далее с каждым годом это требование
увеличивается на один год, и с 2024 года величина должна составлять 15 лет.
ü С 1 января 2015 года величина
индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с
последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.
ü К страховой пенсии устанавливается
фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с
фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с
действующим законодательством. Фиксированная выплата - обеспечение лиц, имеющих
право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном
размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров,
выбравших назначение пенсии позднее возникновения права на нее, применяются
повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества
месяцев, которые проработал пенсионер. Формула размера страховой пенсии
представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и
стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по
старости.
ü Величина индивидуального пенсионного
коэффициента определяется по отдельной формуле. Она
складывается из суммы индивидуальных коэффициентов за периоды до 1 января 2015
года и после 1 января 2015 года (для них предусматриваются отдельные формулы),
умноженной на повышающий коэффициент, рассчитываемый для работающих пенсионеров
(зависит от числа месяцев работы на пенсии).
ü Стоимость пенсионного коэффициента в
году должна ежегодно до 1 апреля устанавливаться правительством РФ. Расчет
и размер такого коэффициента будут включаться в состав документов,
представляемых с проектом бюджета ПФР. Порядок расчета страховых пенсий по
инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичным действующему
порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен
расчетного пенсионного капитала.
ü С 1 января 2015 года будет осуществлен
перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, на новый порядок
исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части
трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Расчетный размер будет определяться в соответствии с Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в законопроекте
прописано, что если при таком перерасчете размер страховой пенсии по старости
не достигает размера, который пенсионер получает, то ему выплачивается пенсия в
этом же, то есть более высоком, размере.
ИНДЕКСАЦИЯ
ПЕНСИЙ
ü Механизм индексации пенсий в рамках
новой формулы остается прежним. Как и в действующей пенсионной модели,
пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год - сначала с учетом
инфляции, затем с учетом уровня доходов ПФР. Страховые пенсии будут ежегодно корректироваться с 1 февраля - на
индекс роста потребительских цен за прошедший год, с 1 апреля - в связи с
изменением стоимости пенсионного коэффициента, расчет и размер которого
ежегодно включаются в документы вместе с проектом бюджета ПФР.
ü Законопроектом определен порядок
ежегодной индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. С 1
февраля она повышается на уровень роста потребительских цен за прошедший год. Правительство
РФ также вправе принять решение о дополнительном увеличении с 1 февраля с
учетом роста доходов ПФР. Коэффициент дополнительного увеличения будет определяться
кабинетом министров.
УХОД
ЗА РЕБЕНКОМ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖЕ
ü Один
из законопроектов содержит положение, по которому с 1 января 2014 года в страховой стаж наравне с периодами работы
засчитывается ряд "нестраховых" периодов, перечень которых соответствует
действующему перечню. При этом будет учитываться период ухода одного из
родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 4,5
лет в общей сложности.
ü Размеры трудовых пенсий по старости,
установленных до вступления в силу этих норм подлежат перерасчету с 1 января
2014 года.
СУДЬБА
НАКОПЛЕНИЙ
ü Накопительная часть пенсии выводится из
состава страховой и будет самостоятельной. Согласно законопроекту "О
накопительной пенсии" исчисление размера накопительной пенсии будет производиться
так же, как сегодня производится расчет накопительной части трудовой пенсии -
сумма пенсионных накоплений делится на статическую величину.
ü Законопроектом
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам
обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными
лицами варианта пенсионного обеспечения" предлагается продлить до 31
декабря 2015 года право застрахованных лиц выбрать вариант своего пенсионного
обеспечения, направив 0% или 6%
индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование
накопительной части трудовой пенсии.
ü Документ предусматривает возможность
перевода пенсионных накоплений за 2014 год в распределительную часть. Если
выбранный застрахованным лицом вариант не соответствует требованиям закона о
гарантиях пенсионных накоплениях и требованиям Центробанка, поступившие в 2014
году страховые взносы направляются в распределительную составляющую пенсионной
системы.
|