Но современный человек склонен мыслить глобальными масштабами. Многое из того, что не вписывается, по его мнению, в этот круг, выпадает у него из поля зрения или меркнет, постепенно предается забвению, теряет свою значимость. Тем самым целые поколения теряют то лучшее, что было накоплено человеческим разумом.
В данной работе я сделала попытку собрать по крупицам исторический материал о развитии своей деревни Зямбайгурт, пока он полностью не утерян, и изложить его в логической последовательности, используя архивные справки, воспоминания жителей деревни.
До сих пор он оставался малоизученным, и лишь отдельные крупинки – отрывочно, в россыпях – хранились в школьном музее или в архивах отдельных педагогических работников, библиотекаря, в воспоминаниях некоторых жителей. Остальное же - продолжало безвозвратно утрачиваться.
Одно поколение меняет другое, меняются ценности, приоритеты. Но мне кажется, в нашей власти, живущим сегодня и здесь, сохранить и преумножить то, что еще имеем, собрать воедино то, что еще имеется.
Ведь сегодня прожитый день завтра тоже становится частью большой истории.
Возможно, будут какие-нибудь неточности, искажения действительности, но я готова к обсуждению всех возникших вопросов. Это лишь только попытка создать общую картину жизни нашей деревни с момента ее возникновения до наших дней.
Первые упоминания о нашей деревне.
Много лет назад долины рек Вала, Седмурча были плохо освоены. Этому мешали густые леса и болота по ее берегам. Редкие поселения располагались лишь по реке Кильмезь.
Но после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным начинается переселение казанских татар на реку Вятку. Под их натиском удмурты начинают переселяться в глухие места по реке Кильмезь. Группы родственников основывают небольшие деревушки в глухих местах, недоступных шайкам казанских татар, промышлявших разбоем. В такой деревушке на реке Арлеть и поселился род Монья. Именно отсюда на рубеже XVI и XVIII веков направились переселенцы в поисках свободных земель на реку Валу, а затем и ее приток - Седмурчу. Разместившись на плотах, удмурты рода Монья медленно плыли по реке Арлеть, Кильмезь, Вала, а затем и Седмурча. Присмотрев хорошие земли они начали осваивать такие деревушки, как Водзи Монья (или Бадзим Монья), Старая Монья , СедмурчЬ Монья (ныне Зямбайгурт).
Почему и при каких обстоятельствах Седмуртчb Монья поменяла свое название на Зямбайгурт?
Это сложно доказать без исторических памятников, архивных материалов.
Однако, существует легенда о том, что в этих местах появился некий человек по имени Зям. Понравились ему живописные места, окруженные лесистой стеной, полноводными речками (ныне Седмурча, Подмой, Косшур), всякой живностью и решил здесь остаться. Обосновался крепко, на реке построил мельницу. Начал жить богато ( бай), зажиточно. Помогал людям в трудностях. Возможно, в знак уважения этого человека деревню назвали Зямбайгурт («Зям» - имя, «бай» -богатый, «гурт»-деревня). (См. приложение 1)
Но это лишь только предположения. Предстоит большая работа по изучению истории своей деревни.
Изучением архивных материалов по Вавожскому району занимается и Виктор Афанасьевич Березин, уроженец нашего района, ныне живет в Германии.
В своей последней статье он пишет: «Первое упоминание о деревне имеется в переписи за 1716 год. Согласно этой переписи на тот момент в ней было 19 дворов и проживало 86 человек. Название деревни записано Седморчи Монья. Все жители деревни – удмурты.
Кроме того в тексте этой переписи имеется информация о том, что в 1710 году в этой деревне уже проводилась перепись населения. Материалы последней до нас не дошли.
Необходимо отметить, что по меркам того времени это было очень большое поселение. В Водзи Монье, к примеру, в 1716 году проживало в 19 дворах 75 человек.
Данный факт указывает на то, что основаны эти поселения много раньше, чем в 1700 году.
Далее во всех ревизских сказках деревня указывается именно как Седморчи Монья, и только в ревизской сказке 1781 года возникает впервые Зямбайгурт, а в переписи за 1816 год деревня названа Зямбайгурт Седмурчи Монья.
Это обстоятельство оказало значительные затруднения при поиске. Необходимо отметить, что Зямбай – это довольно распространённое мужское имя среди удмуртов до их крещения, имеющее, скорее всего, тюркские корни. Это характерно для того времени, многие удмурты, особенно южные, и татары, имели одинаковые имена. Но, несомненно, основали деревню и проживали в ней всегда именно удмурты».
В качестве доказательства привожу документ, подтверждающий вышесказанное (Приложение 1) .
«Это список первых дошедших до нас жителей деревни Седморчи Монья, которая впоследствии известна как Зямбайгурт. Имеющиеся в тексте 700, 710,716 годы следует читать как 1700, 1710,1716. Имена жителей дохристианские, много чисто удмуртских, весьма значительна доля заимствованных имен булгарского происхождения, что очень характерно для удмуртского населения того времени, когда имена жителей удмуртских, марийских и татарских деревень почти не отличались
Встречаются уже имена русского происхождения. К примеру, Андрюшко. Имена некрещеных язычников русские переписчики писали в уничижительной форме».
Приложение 1
Перепись населения за 1716 год
«В деревне Седморчи Монье по переписным книгам 710-го и 711-го годов написано 15 дворов, ясашного тягла 8 ясаков с полуясаком без малой трети. А по переписи сего 716-го году ныне налицо жилых дворов:
Во дворе Келдыбечко Келдышев 55 лет, вдов. У него дети Килдеярко 25, Тоначко 23. У Килдеярка жена Аднабейка Батукова 27 лет да после переписи 711-го году дочь Жимялка 2 лет. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла пол-ясака с получетью.
Во дворе Иштерячко Байтемиров 55. У него жена Тотанка Досаева 55, сын Сапайко 20 лет, после переписи 711-го году сын Петырко 3 лет. А братья ево Байтерячко, Иштуганко, отделясь, живут в особом дворе. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на нем, Иштерячке, четь ясака.
Во дворе Байтерячко 44, Иштуганко 25 лет Байтемировы. У Байтерячка жена Себейка Чюгаева 40 лет, сын Беранчейко 22. У Иштуганка жена Янайка Возишева 27, сын Екилка 9 лет. В переписных книгах 710-го и 711-го годов написаны во дворе з братом своим Иштерячком Байтемировым. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на них, Байтерячке и Иштуганке, пол-ясака.
Во дворе Алманко Ямашев 25, холост. У него мать вдова Бичка Исечаева 75 лет. Ис того двора после переписи 711-го году брат ево Урмяшко умер в 711-м году. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла пол-ясака.
Во дворе Бибалдка Иткулов 50. У него жена Тулунбейка Камаева 55, сын Тляшко 17, дочь Тойсалтанка 7 лет да после переписи 711-го году дочь Аксултанка 2 лет. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла пол-ясака.
Во дворе Суйтемирко Баймурзин 35. У него жена Айсолтанка Илмаматова 35, дочь Узянка 6. Да в особой избе сноха вдова брата ево Илмурскина жена Докенка Кикбаева 55, у нее сын Темейко 20, у него жена Дулешка Южукова 18 лет. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла полторы чети ясака.
Во дворе Михалко Чюмин 35. У него жена Янчайка Янтемирова 35, сын Яшка 7, сноха брата ево Мишкинская жена Гулсупка Икчитина 55 лет. Ис того двора после переписи 711-го году Михалкова дочь Жигачка умерла в 713-м году. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла полторы чети ясака.
Во дворе Килейко Багишев 35. У него жена Шарайка Першева 30, дочь Шарсолтанка 7 лет. А братья ево Багайко, Андрюшка и дядя Алышко, отделясь, живут в особых дворех. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на нем, Килейке, четверть ясака.
Во дворе Багайко 33, Андрюшка 22 лет Багишевы. У Багайки жена Елбикейка Першаева 30, дочь Шахтка 8 лет, мать Байсалтанка Мысина 55 лет да после переписи 711-го году сын Багимко 2. Да в особой избе дядя их Алышко Баженов 35, слеп, у него жена Унябейка Ямаева 35 лет. В вышеписанных переписных книгах написаны они во дворе з братом своим Килейком Багишевым. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на них, Багайке и Андрюшке з дядею, пол-ясака.
Во дворе Пибанко Тыбанов 45. У него жена Чемекейка Кидеева 40 лет, сын Тутишко 23, дочь Бимейка 8 лет. Да после переписи 711-го году у Тутайка жена Шабейка Сунчекова 20 лет. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла пол-ясака.
Во дворе Баймачко 40 лет, Гаранька 38 лет Дубановы. У Баймачка жена Кунабейка Кугеева 35, сын Айматко 6, у Гараньки жена Оленка Тойбекова 30, сын Канка 7. Да в особой избе сноха брата их Бехтяшковская жена Дубанова вдова Туташка Жагаева 55, у нее дочь Тутанка 10 лет. Ис того двора после переписи 711-го году брат их Бехтяшко умер в 712-м году, сын ево Токсыбайко умер в 711-м году. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла ясак без получетверти.
Во дворе Багилдка Байбулатов 45. У него жена Билянка Тойбекова 45, дети Ишкейко 17, Ишмаматко 8 лет. Ис того двора после переписи 711-го году сын ево Ижболдка умер в 711-м году. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла пол-ясака с получетью.
Во дворе Янгурчейко Юнусов 25. У него жена Бинишка Токбаева 30 да в особой избе дядя Илышко Акбулатов 35, у него жена Аднашка Камаева 30, да после переписи 711-го году сын Ивашко полугоду. После той же переписи ис того двора Илышков сын Данилко умер в 712-м году. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла пол-ясака с получетью.
Во дворе Тюпка Байбеков 45. У него жена Кишонка Алексеева 47, сын Юсупко 17 лет. А братья ево Янка, Неяско, отделясь, живут в особом дворе. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на нем, Тюпке, четь ясака.
Во дворе Янка Байбеков 30. У него жена Кулка Уразкилдина 30 лет да после переписи 711-го году дочь Янделетка 5, да в особой избе брат Неяско 22, у него жена Сулжанка Бекмаматова 20, сын Васлейко году. В вышеписанных переписных книгах написан во дворе з братом своим Тюпкою. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на нем, Янке и Неяске, пол-ясака.
Во дворе Илкейко Идеков 55. У него жена Аханка Тебеева 55, сын Юберка 22, дочь Айбичка 8 лет. А внук ево Мряско, отделясь, живет в особом дворе. Положенного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на нем, Илкейке, четь ясака.
Во дворе Мряско Ураев 22. У него после переписи 711-го году жена Кишейка Тоганашева 20 лет. В вышеписанных переписных книгах написан во дворе з дедом своим Илкейком Идеевым. Положеного по переписным книгам 710-го и 711-го годов тягла сказали, по разделению их на нем, Мряске, полторы чети ясака.
Во дворе Бибка Бибахтин 30. У него жена Айсалтанка Московова 28 лет. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла треть ясака.
Во дворе Кожмечко Байбахтин 30 лет, вдов. У него дочь Долейка 10 лет. По переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на нем тягла четь ясака.
Итого в той деревне ныне налицо жилых и с оддельными 19 дворов. В них людей: мужеска полу от 1 до 5 – 4, от 5 до 10 – 5, от 15 до 20 – 3, от 20 до 30 – 13, от 30 до 40 – 10, от 40 до 50 – 5, от 50 до 60 – 4, итого 44 человека; женска полу от 1 до 5 – 2, от 5 до 10 – 7, от 10 до 15 – 2, от 15 до 20 – 1, от 20 до 30 – 6, от 30 до 40 – 10, от 40 до 50 – 4, от 50 до 60 – 7, от 70 до 80 – 1, итого 40 человек. Всего обоих полов 84 человека.
Тягла по переписным книгам 710-го и 711-го годов написано на вышеписанных дворех 8 ясаков с полуясаком без малой трети.
Из вышеписанных жилых дворов после переписи 710-го и 711-го годов убыло людей: мужеска полу померли 5 человек; женска полу умер 1 человек. Всего обоих полов убыло 6 человек.
Сверх переписи 710-го и 711-го годов безтяглой:
Во дворе Лелка Баймаметьев 22. У него жена Гулебка Акмурзина 18 лет. По скаске ево и дяди ево тое ж деревни вотяка Байболдки Бекбулатова, и тутошных, и сторонних жителей: старинной-де он тое деревни житель, в переписных книгах 700-го году написан в той деревне с отцом своим Баймаметком Байбулатовым, а в перепись 710-го и 711-го годов был в бегах.
Итого сверх переписи 710-го и 711-го годов безтяглой 1 двор. В нем людей: мужеска полу от 20 до 30 – 1 человек; женска полу от 15 до 20 – 1 человек. Всего обоих полов 2 человека.
И о вышеписанных умерших, и о всем вышеписанной деревни и других деревень вотяки деревни Седморчи Моньи староста Келдыбечко Келдышев с товарыщи и тое сотни сотник Арской же дороги деревни Старой Салауш татарин Бегашка Емеев в скаске своей под страхом смертного истязания и всего имения отъятия сказали: из вышеписанной деревни из жилых дворов мужеск и женск пол померли подлинно. И от тое убыли и малолюдства остальные вотяки, платя сполна подати, оскудали.»
Капеева Нина Николаевна,
директор историко-краеведческого музея
имени В.Е.Калинина д.Зямбайгурт
|