И давайте сосчитаем, сколько предков у каждого из нас. В глубь веков не полезем, разберёмся лишь с последним тысячелетием – столько, сколько Русь официально окрещена.
100 лет – четыре поколения. 1000 лет – сорок поколений. Получается, что наша пирамида предков из сорока этажей. Прямо перед тобой – на 40 этаже – твои мама и папа. Без них существование каждого из нас не состоялось бы. Кто из них важнее? Оба! При отсутствии одного из них любого из нас не было бы.
А отца и мать создали уже четыре человека – две твоих бабушки и два дедушки. Они на 39 этаже пирамиды. 38 этаж – прабабушки и прадедушки, их уже 8. Поколением раньше – 16, а до этого – 32.
Так сколько же у нас предков было 1000 лет назад? Давайте вместе считать: 64, 128, 256, 512, 1024, 2048. Поначалу дело быстренько идёт, но уж очень круто, выражаясь молодёжным жаргоном, цифры одна на другую наваливаются. Девятнадцатое поколение – 528 288 предков. В двадцатом каждый из нас имел уже миллион предков. 1 048 576 – для точности.
Вот тебе арифметика: до миллиона предков пришлось на 20 этажей вниз пирамиды спуститься, а уж этажом ниже предков стало более двух миллионов. А ещё ниже? Пошли и пошли миллионы множиться.
Добрались до 50 этажа? Получилось, как у меня, почти тысяча сто миллиардов предков? Точнее 1 099 511 627 776. Теперь попробуем счесть всех своих предков за тысячелетие, все 40 поколений. Не забыли из школьного курса самый короткий путь подсчёта? Напомню: надо последний результат умножить на два и отнять два. И получилось: 2 199 023 255 550!
Столько у тебя, читающий эти строки, должно быть предков за последнее тысячелетие. Но ты и я исходили из того, что мужчины и женщины обзаводились потомством в 25 лет. Если они это делали раньше (скажем, моему деду Сергею к моменту рождения первого его ребёнка, моей тётки Евдокии, 19 лет ещё не было, а бабушке Инне едва 20 исполнилось), то поколений набирается больше, а количество предков увеличивается совершенно астрономическим образом.
Если заглянуть вглубь ещё на 1000 лет, во времена римской империи, то количество предков каждого из нас невозможно будет выразить никакими цифрами. Не придумано им названий.
Но на Земле не было, да и не может быть такого количества людей. Сегодня на нашей планете их менее 10 миллиардов – в 250 с гаком раз меньше, чем по математическим подсчётам имел предков только за одно тысячелетие каждый из нас. Так что же врёт математика? Она-то как раз точна, но…
Если совсем немного подумать, то вы сообразите, почему аристократы вели родословную только по мужской линии. От деда – к отцу, от отца – к сыну, от сына – к внуку. А во времена матриархата родство вели по материнской линии. Но и в том, и в другом случае получалось одномерная ниточка через века.
Если же учитывать и мужскую, и женскую линии, как мы с вами делали, ведя подсчёты, то получится трёхмерная пирамида, составляющую которой не только невозможно запомнить по именам, но даже выразить цифрами.
Впрочем, такой подсчёт небесполезен, потому что, как только люди пробовали учитывать своих предков одновременно по мужской и женской линиям, то быстро соображали: все мы братья, все мы происходим от общих корней. Не исключено, всего от двух людей. В Библии их назвали Адам и Ева.
К сожалению, редко кто из нас знает свою родословную, даже в одномерной нити, далее прадеда и прабабушки. Впрочем, и я далеко не ушёл. Про деда по отцовской линии, который моими прабабушкой и прадедушкой был усыновлён, я уже упоминал. Но узнать, кто были его родители, деды, не удалось, как не удалось найти и потомков брата деда. Коллеги из Кукмора, откуда мои татарские корни, и рады были бы помочь однокурснику (мы вместе учились на отделении журналистики Казанского университета), но… Дело уперлось в арабский язык.
Записи актов гражданского состояния прежде велись в церквях, а у мусульман – в мечетях, которые и выполняли функции, ныне выполняемые органами ЗАГСа. Так вот, делопроизводство в мечетях велось на арабском. А знающих его и сегодня в Татарстане немного. Словом, выяснить, ничего не удалось. Тем более, я не знал ни точной даты рождения деда, ни, тем более, даты рождения его брата.
Но и по материнской линии предков я, как ни бился, не продвинулся далее прапрапрадеда. Узнал, что звали его Тит, а далее – полный тупик. Ситуацию помог прояснить последний приезд в Вавож, когда меня пригласили на открытие художественной галереи.
Это была инициатива художника Сергея Маркова. Знал, что он и я – родственники, знал, что именно он расписывал храм в селе Вавож, но какова степень нашего родства, честно сказать, представлял весьма смутно. Наша встреча помогла раскрыть и эту тайну: мы троюродные братья. Мой дед по матери Сергей и его дед Николай были братьями. Когда я скинул на его компьютер электронную версию снимка деда Сергея и его семьи, то указал:
- Вот мой дед Сергей Кузьмич.
- А вот мой дед Николай Кузьмич, - показав на изображение мужчины на этом же снимке, в тон мне сказал Сергей Марков.
Ссылаясь на рассказ своей матери, поведал, что прадед наш был Кузьма Макарович, прапрадед Макар Титыч (ну это-то я знал, а вот дальнейшее про прапрапрадеда, было неожиданностью). «А Тита девка родила». Сергей рассказал, что его мама всегда смеялась при этом утверждении.
Словом, наш прапрапрадед был рождён вне брака и соответственно в записи в церкви, которая выдавала метрики (свидетельства о рождении), отец Тита указан не был. Почему наша четырежды прабабушка, промолчала, скажем так, о том, кто отец её ребёнка, остаётся только гадать. Может быть, большая любовь за этим стояла, а может быть, и трагедия.
В одном из романов Валентина Пикуля в последнем предложении сказано, что всегда в любой истории что-то остаётся недосказанным. Знать бы, что? Действительно, знать бы, да ведь не узнаешь уже…
Сегодня на наше прошлое ведётся наступление со всех сторон. Для чего? Человеком, не знающим историю, деяния предков, родословную легче манипулировать. Наступление это, повторюсь, ведётся многовекторно. Так, например, нам навязывают взгляды, совершенно чуждые российскому (в значении не национальном, а территориальном) мировоззрению, миропониманию: социальные, религиозные, индивидуалистические, сексуальные и многие другие. То и дело с экрана звучит: «Вы этого достойны!», «Позаботься о себе!», «Все в восторге от тебя!»
Или усиленно навязываемую толерантность взять. Как будто у нас её не было. На ней и держалось, и держится наше многонациональное государство. А что нам, по сути, предлагают? Получив удар по щеке, подставлять под удар другую сторону своей физиономии. А мне, да и вам, думаю, ближе наше: око за око, зуб за зуб! Потому, когда школьники на одной из встреч спросили, как я понимаю слово толерантность, ответил им: «толерантность – это когда задница краснеет от злости, а лицо заставляют улыбаться».
А ещё появилась у нас целая философия, направленная на возвеличивание себя любимого. Причем, наплевать, плох или хорош ты на самом деле, значим и нужен ли хоть кому-то или бесполезен. Мол, все это чепуха. Человек, с его мыслями, чувствами, желаниями и мечтами – сам по себе целый мир, целая вселенная даже. И этим уже ценен.
Кое-какая логика в этом, может, и есть, хотя и очень бедненькая и сиюминутная. Но вот выводы из этого чаще всего делают странные. Что главная цель собственного существования – это получение максимального набора удовольствий и благ, каковые совершенно идиотски определяются как «счастье». Что трудности, даже дети, проблемы, временные неудобства – это нечто совершенно неприемлемое, мешающее этому «счастью». Хотя на самом деле, преодолевая трудности, рожая и воспитывая детей, что с удобствами мало связано, человек меняется, делается сильнее, умнее, развитее, то есть, лучше. И поэтому все эти трудности, проблемы, неудобства очень часто как раз и создают высшие, истинные моменты счастья, возможные именно только в момент преодоления человеком себя, поднятия на новую вершину.
Кстати, если вдуматься, зачастую за этой философией проглядывает, а то и стоит предательство. Она, на мой взгляд, просто не может не являться его базой. Предать близкого человека (жену, мужа, родителей), народ, Родину по этой философии можно, ведь они просто пылинка, мелочь по сравнению с целым миром, даже не миром – вселенной, которой является каждый человек по этим взглядам. Что ж тут пылинкой-то ради вселенной не пренебречь.
Сторонники подобной философии не могут, а может, просто не хотят понимать, что человек, как бы он ни был ценен сам по себе, – это еще и звено в долгой и длинной цепи поколений. Чтобы их папочка имел возможность встретиться с их мамочкой, в результате чего и появились на свет они, кто-то тяжко пахал, надрывал жилы, стоял, сжав копье или винтовку, да просто погиб, создавая возможность возникнуть этому чуду природы... ну или ее ничтожеству. И что на них, чтобы они там о самовлюбленности вещали, точно также лежит этот долг – продолжить эту цепь. Иначе пресечется род и исчезнет не только мир-человек, но и сама возможность творить и создавать новые миры.
История страны, даже всемирная история, она ведь начинается в семье – первичной ячейке любого человеческого общества. Потому знать прямых предков, историю деревни, района, республики, страны даже более важно, чем иметь какие-либо профессиональные знания.
Забвение всего этого опасно. Для страны, для народов её населяющих, для каждого из нас. Так давайте, дорогие земляки, не будем становиться славных прадедов великих правнуками погаными, говоря словами Тараса Шевченко, на которого нынче не модно ссылаться.
Н. Мешин, редактор малопургинской районной газеты «Маяк»
|