Четверг, 02.05.2024, 00:31
Приветствую Вас Гость | RSS

АВАНГАРД     Газета Вавожского района

Главная » 2016 » Июнь » 1 » История в лицах: Туфельки сменив на сапоги
08:22
История в лицах: Туфельки сменив на сапоги

            Название картины, выбранное для проката, удачным не назовёшь, потому что, отражая тему обороны города, она всё же больше о судьбе самой результативной женщины-снайпера Второй мировой войны Людмилы Павличенко. На её счету 309 отправленных на тот свет вражеских солдат и офицеров.

           И это лишь за один год участия в боевых действиях Великой Отечественной войны. Причём, на её счету 36 уничтоженных снайперов противника. А это были поистине матёрые звери. Достаточно назвать одного из них. Это был некто Дюнкерк, уничтоживший 400 английских и французских солдат и офицеров и успевший убить 100 наших бойцов. Если бы счёт каждого советского воина составил хотя бы десятую долю счёта Павличенко, то не только в Германии – в Европе с её тогдашним 400-миллионным населением не было бы мужчин, тем более, солдат. А противостояла нам тогда реально именно вся Европа за исключением Англии. Это было, как в первую Отечественную войну 1812 года, нашествие Европы.

            А поводов написать о Людмиле Михайловне, причём именно в «Авангарде», два. Во-первых, летом этого года (12 июля) героине этого рассказа исполняется 100 лет, во-вторых, и это главное, её судьба довольно тесно была связана с Удмуртией и с Вавожем, в частности.

           Однако вернусь к фильму, ибо по нему сегодня во многом судят об этой незаурядной женщине. В фильме, к сожалению, много ошибок, умолчаний, искажающих её облик. Прежде всего, она показана как этническая украинка. В одном из эпизодов даже песню на украинском поёт. Но ведь Павличенко – фамилия Людмилы по мужу, а в девичестве она Белова.

            После окончания 8 класса эта стройная, физически развитая спортсменка познакомилась на танцах (это было в городе Белая Церковь) со студентом сельхозинститута Алексеем Павличенко. Если кратко, то охарактеризовать его можно одним словом: донжуан. Он легко вскружил девчонке голову, а когда та забеременела, стал избегать её. Отец Людмилы – человек большого личного мужества и сотрудник НКВД, надавив, заставил парня жениться. Скорее всего, и не хотел для дочки такого мужа, но мальчику, появившемуся на свет в 1932 году, нужен был (хотя бы для записи в метрике) отец. Кстати, вскоре после рождения сына свежеиспечённый папаша исчез из жизни Людмилы и мальчика. Она хотела оформить развод, но помешала война. Вот такая украинскость.

               И ещё о фильме. Героиня там подразумевается девушкой, так как ни о муже, ни тем более сыне Ростиславе, Ростике, как звали его в семье, нет ни слова. Неудачен, на мой взгляд, и подбор актрисы на роль главной героини. Могу судить о том с полным основанием, потому что видеть и слышать Людмилу Михайловну мне посчастливилось. Л.М. Павличенко пригласило выступить перед нами, курсантами отдельного учебного батальона войск связи, командование части, на территории которого расположился батальон. Было это в Москве в феврале 1969.

              Какой она запомнилась? В светло-коричневом костюме, на лацкане жакета – звёздочка Героя Советского Союза, изящные руки, очень красивые ноги, стройная, даже, несмотря на начавшуюся полноту, очень женственная. Больше всего поражали глаза. Я сидел во втором ряду, а она, отказавшись от трибуны на сцене, стояла перед рядами кресел, на которых размещались курсанты. Глаза её были необычайно большими, и казалось, занимали пол-лица. Очень правильная и чистая речь, абсолютно русская, без намёка на иностранные слова, совершенно зачастую ненужные, но которыми у нас многие и нередко любят блеснуть (во какой я умный, какие слова знаю!). Помните, «альтернатива» вместо русского «выбор», «консенсус» вместо всем понятного «согласие»?

            Она говорила просто, так, как разговаривала бы с каждым из нас мама. И обращалась к нам так, как будто мы были её детьми: «сыночки», «сынки». Всех нас поразили её слова, что война – это не подвиг, а тяжёлая, грязная, кровавая и смертельно опасная работа, которую надо выполнять, как много лучше. А фраза «если солдат вынужден совершать подвиг или нечто героическое, то это означает, что кто-то наверху недоработал, совершил ошибку, а иной раз и глупость сотворил » буквально покорёжила замполита нашего батальона. Уж больно, как я сегодня полагаю, была она не в унисон официальной пропаганде, лакирующей ход войны, особенно первый её год.

              Помог карьере Л. Павличенко командующий армией, а в те дни командир 25-й Чапаевской дивизии И.Е. Петров. На её счету было уже 100 уничтоженных врагов. И комдив вручил ей за это именную снайперскую винтовку, на прицеле которой была красивая гравировка «100. За первую сотню мл. с-ту Павличенко от команд. 25-й див. Ген. М-ра Петрова И.Е.»

- Служу Советскому Союзу, - торжественно произнесла Людмила и, наклонившись, коснулась губами воронёного ствола. Точно давала клятву на рыцарском мече. Далее цитата из книги А.И. Бегуновой «Одиночный выстрел» (Москва. «Вече». 2014 год), которая выложена в Интернете. Командиру дивизии это очень понравилось. Он взглянул на младшего сержанта с интересом:

- Вы давно в армии, Людмила Михайловна?

- Никак нет, товарищ генерал-майор. Вступила добровольцем в конце июня.

- А до армии кем были?

- Училась в Киевском университете. Истфак, четвертый курс.

- Превосходно владеете винтовкой, - заметил Петров.

- С отличием закончила там же, в Киеве, Снайперскую школу ОСОАВИАХИМа, - она приставила ружье к ноге.

- Украинка? - генерал-майор покосился на нее.

- Никак нет, - быстро ответила Люда. – Я русская. Моя девичья фамилия – Белова. Павличенко – лишь по мужу.

- Просто удивительно, Людмила, - генерал-майор подошел к ней ближе. – Знавал я одного Белова Михаила Ивановича, но в пору Гражданской войны. Он комиссарил в кавалерийском полку при Чапаеве. Отчаянной храбрости был человек. Вместе получали ордена Красного Знамени. За атаку под Уфой и Белебеем. Разбили тогда беляков вдребезги!

- Это мой отец, товарищ генерал-майор.

- Знаменательная встреча! – сказал Петров и посмотрел на Люду внимательно. – Стало быть, семейные традиции живы. По-моему, вы на своего родителя похожи не только по характеру, но и внешне.

- Все так говорят, товарищ генерал-майор! – улыбнулась она.

              Говоря о помощи в карьерном росте, я отнюдь не имел в виду какую-то протекцию. Она заключалась в том, что И.Е. Петров присвоил Л. Павличенко офицерское звание, как и просила о том героиня этого рассказа, а в другом…

                За 100 уничтоженных солдат и офицеров противника снайпера представляли к званию Герой Советского Союза. Л. Павличенко за этот подвиг была отмечена лишь именной винтовкой. Когда на её счету было уже 309 уничтоженных фашистов, на груди Людмилы было три награды значок «Снайпер», медаль «За боевые заслуги» и Орден Ленина. Какая уж тут протекция! А звание Героя Советского Союза она была удостоена лишь в конце октября 1943 года. И присвоили его, судя по всему, не за снайперский счёт, а за тот вклад, который она внесла, будучи в составе делегации советских студентов в США, в перелом сознания граждан и руководства Соединённых Штатов Америки, убедив их начать боевые действия на стороне антигитлеровской коалиции.

             Впрочем, в кинофильме всё это подробно отражено. И даже фразу на митинге: «Я женщина, но уничтожила 309 фашистов. Не слишком ли долго, джентльмены, вы прячетесь за моею спиной?» Отнюдь не выдумка сценариста, а реальный факт. Не сказано лишь о том, что жена Ф. Рузвельта, Президента США, Элеонора до последнего дня своей жизни переписывалась с Л.М. Павличенко, именуя её «Моя дорогая подруга», «Моя любимая Людмила», настолько неизгладимое впечатление Людмила произвела на неё.

              С Удмуртией связывает её то, что в Воткинск был эвакуирован Киевский завод «Арсенал», на котором работала и Людмила, и её старшая сестра. Это позволило обоим писать в анкетах в графе о социальном положении «из рабочих». Не писать же им было, что их мать высокообразованная и всесторонне развитая женщина была из дворян. Сестра и продолжала работать над выпуском орудий, но уже в Воткинске.

             В Вавоже (адрес такой: Удмуртская АССР, Вавожский район, село Вавож, лесхоз) в годы войны жили и работали её мать и отец, с ними жил её сын, горячо любимый бабушкой, которого она, собственно, и воспитала.

             В книге, развёрнутую и информационно оснащённую цитату из которой я привёл, есть письма Людмилы Павличенко сестре и родителям. Все они опубликованы впервые.

            Что же касается подробностей всей этой истории на удмуртской земле, то найти их – дело чести местных краеведов. Им сделать это намного легче, чем мне. Вавожская земля приняла в годы войны сотни и сотни эвакуированных. Мама рассказывала, какие сильные учителя были в Волипельге в годы войны, многие из них были с запада страны и потом, после Победы, уехали на родину. Эта страница истории Вавожа ещё ждёт исследователей и описания. Дерзайте, земляки!

Н. Мешин,

главный редактор Малопургинской районной газеты «Маяк».

Просмотров: 554 | Добавил: avangard-vavozh | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наш опрос

Как Вы боретесь с экономическим кризисом?
Всего ответов: 52

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0