Утро. Половина девятого. За окном голубеет небо, солнце трудится на «пятерку», ручейки разновозрастных, нарядных школьников стекаются в один широкий, многолюдный поток к школе. Смотрю, не отрываясь, на хорошо узнаваемых первоклассников, идущих за ручку с мамой или с папой: букеты несут, как правило, сами первоклашки. Смотрю на тех, кто постарше: они сбиваются в стайки, о чем-то весело балагурят - есть что рассказать друг дружке, ведь так давно не виделись. А следом уверенной походкой степенно шагают бывалые ученики. Привлек внимание и мальчонка лет двенадцати: идет медленно, нехотя, раскачивает портфелем - наверно, ужасно не хочется расставаться с летом, а, может, какие нелады случились в школе. Ребячья из цветов река нескончаема.
А мне в средине дня подарили свежесрезанный, крупный подсолнух. Сейчас «второе солнце» стоит в трехлитровой банке с водой на подоконнике, купаясь в лучах небесного светила и в моих доброжелательных взглядах.
Сегодня 56 лет с того первого сентября, когда я в 1959 году после окончания Московского педагогического института им. В.И. Ленина, по распределению приехала работать в свою родную школу, в село Вавож, в Удмуртии.
Не перестану славить незабвенное, малое отечество!
Дорогие мои учителя: Мурина Прасковья Сергеевна, Штина Антонина Афанасьевна, Шуравин Аркадий Николаевич, Басова Ольга Владимировна, Башкирова Надежда Александровна, Шишкин Иван Михайлович, Несмелова Мария Александровна, Семенов Николай Романович, глядя на Вас, я выбрала с седьмого класса профессию, и с Вами я делала первые, робкие шаги на учительском пути. Спасибо!!!
Кем я только не была в тот учебный год: прежде, учителем географии и классным руководителем пятиклассников, а еще – внештатным секретарем Райкома комсомола по идеологической работе, диктором районного радио, лектором общества «Знание». Приходилось ходить-ездить в ближние и дальние деревни, беседовать с родителями об успехах и неуспехах детей, и не только своего класса. Однажды в деревне Кайшур встретилась со всеми тамошними родителями в одной избе: они отмечали окончание осенней страды. На прочном деревянном столе от окна до двери стояла четверть пьянящей кумышки, какая-то нехитрая снедь. Узнав кто я, кинулись угощать, наливать. Провести собрание в тот раз не удалось. И по линии работника РК ВЛКСМ тоже ездила на телеге, на санях по деревням, проводила комсомольские собрания. Как диктор районного радио вместе с напарником Стремоусовым вещала о новостях района, о надоях буренок, о рекордах несушек... Помню, что иногда общество «Знание» платило за лекции: за первую 75 рублей получила, деньги отдала маме, она купила отрез бирюзового штапеля и сшила мне халат.
Больше всего отдавалась школе; был у меня и удмуртский класс, ради которого выучила необходимые слова, предложения на удмуртском языке, родственном с финским языком: помню что «зечбуресь» - здравствуйте, «ваньмыз умой» - все хорошо», «зеч луэ» - большое спасибо.
Как далеки эти годы!
Недавно получила очередное письмо от 67-летней пятиклассницы 1959 года. Она живет в Вавоже, она давно бабушка, а передо мной стоит высокая, худенькая девчушка с ясными глазами, со светлыми косами ниже пояса, умная и строгая.
Я восемь лет как не даю уроки: вышла в полном смысле на пенсию, последние 22 года работала в самом лучшем педагогическом колледже Санкт-Петербурга. Чем занимаюсь? Беру уроки у всезнающего учителя по имени Жизнь.
А с подоконника смотрит подсолнух. Не вянет мое настроение.
Нэлли Пруссакова, г. Санкт -Петербург
|