В канун Дня государственности в 2016 году фотография педагога занесена на Доску почёта Удмуртской Республики. А что расскажет о себе она сама. Наше интервью с учителем начальных классов Вавожской школы Татьяной Шабалиной. Мы ее приурочили к Татьяниному дню, прекрасному празднику всех Татьян и студентов.
- Знаю, к Вам рано пришло признание родителей учеников, коллег. Что сыграло роль?
- Назвала бы это не признанием, а хорошим отношением. Люблю свою работу, с учащимися нахожусь большую часть своего времени. Как бы ни было тяжело, каждый учитель понимает, что только в школе он на своём месте.
- Нынешние молодые учителя насколько отличаются в этом плане?
- Молодые учителя в нашей школе работают хорошо. Я горжусь ими, рада за их учеников. Удивляясь, наблюдаю, в такое время, когда можно уйти, где легче, зарплата повыше, они остаются в школе. В параллели сейчас все молоденькие, очень стараются работать, любят детей. Порой я за ними уже не успеваю.
- Какие из необходимых для успешной работы качеств выделили бы?
- Учителю важно наладить контакт не только с детьми, но и с их родителями. Если работаешь в школе, ты всё время на виду, это не всегда комфортно. Нужно уметь преодолевать себя. Второе – собственное творчество, умение быть с учащимися на одной волне. Третье – это усидчивость. Столько лет проработала, но раньше полуночи рабочий день не заканчивается. Сначала родственники и подруги удивлялись: «Столько лет работаешь и так подолгу сидишь?» Теперь к этому все уже привыкли.
- Когда поняли, что у Вас в этой профессии получается?
- Поняла недавно, когда появилась возможность поменять место работы. Подумала над предложением и осознала: только здесь я, как рыба в воде.
- В Ваших классах, как правило, 100% успеваемость. Многие хотят, чтобы ребёнок попал учиться к Вам.
- Высокое качество знаний и 100% успеваемость бывает в том случае, когда родители помогают. Учителю и детям начальных классов без помощи родителей не справиться со школьными нагрузками. К сожалению, не всегда это удаётся, поэтому бывают и разочарования.
- Что радует в нынешних детях?
- По характеру, думаю, дети такие же, но с изменяющимся миром стали чуть суетливее: за компьютером нужно успеть посидеть, телефонами похвалиться, кружки, секции посетить. «На выполнение домашних заданий времени не хватило», - жалуются. В то же время проявляют больше творчества, инициативы. «Я буду!», «Мы будем!» - это от них радует.
- 34 года педагогического стажа. Когда тяжелее всего было работать?
- Когда стало больше бумажной работы. Срочно это сдать, срочно – то, целые тома стали печатать. Сейчас и к этому уже привыкли, отодвинув бумажную работу на ночь. Дети важнее.
- Что изменили бы в образовании?
- Во-первых, ввела бы пятидневку. Когда новый министр образования РФ приступила к работе, этот вопрос озвучивала. Мы ждали изменения уже в этом году. За два выходных дня и дети, и учителя успели бы восстановиться. А пока к концу недели об отдыхе только мечтаешь. Наступает воскресенье, вечером опять за уроки садишься. Во-вторых, сократила бы количество бумаг, которые нужно заполнять. В-третьих, дала бы достойную зарплату.
- Кроме уроков, что ещё успеваете делать?
- По телевизору смотрю новости, обязательно биатлон, лыжные гонки, фигурное катание. А вот своими руками мало что успеваю сделать. У меня есть внуки, обязанности бабушки тоже должна выполнять. Если раз в неделю или в каникулы просят посидеть, вожусь с удовольствием. Иногда ученики хотят остаться в школе после группы продлённого дня. Если занимаются полезным делом или просто весело общаются, поощряю и задерживаюсь с ними. Встреча была с писателем А. Костюниным. Конечно, сразу прочитала его рассказ «Рукавичка». Стыдно не знать работы автора, побывавшего у нас. Стихи люблю читать, чаще через интернет. Особо понравившиеся заучиваю. Недавно наткнулась на такие строки Б. Пастернака:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…
Просматриваю высказывания великих людей. У Толстого нашла: «Чем труднее учителю, тем легче ученику». В трудные моменты успокаивает. Учительский труд во все времена был непрост.
- Насколько важен внешний вид учителя для учеников?
- В начальной школе ребята прощают, если что-то не так. В то же время замечают изменения, радуются: «О, Вы причёску изменили!» Перед ёлкой спрашивали: «А Вы в чём придёте? В каком костюме?» Отвечала: «Девочки, я ведь даже выходить из школы до вечера не успеваю». Сказали: «Наденьте тогда просто шикарное платье». Побежала в магазин, купила корону, у дочери бусы к платью попросила.
- Знаю, братья у Вас успешны в других сферах деятельности. Что такого дали Вам родители?
- К порядку приучили. Воспитали так, чтобы рассчитывали только на свои силы. Кстати, мама тоже была учительницей. За братьев, сестру, племянников рада. Свои дети тоже с детства знали, что всего придётся добиваться самим.
- О чём мечтаете?
- Надеюсь, что когда-то будет время посвятить себя хобби, прочитать всё, что хотела, но не успела. На работе каких-то грандиозных целей не ставлю, хочется спокойно делать свою работу. Я уже в том возрасте, что не слишком огорчаюсь, если что-то не получается. Значит, постараюсь и сделаю.
- Как относитесь к тому факту, что Ваша фотография на главной Доске почета?
- Конечно, было бы приятнее в год празднования юбилея школы увидеть на республиканской Доске почёта весь наш коллектив. В том случае чувствовала бы себя гораздо комфортнее. Работа наша трудная, все в школе с утра до вечера, ещё домой кучу тетрадей несём, к урокам готовимся, но не унываем и получаем удовольствие от проделанной работы. Сейчас могу только сказать, что честна перед собой, учащимися, родителями. Большое спасибо за такую оценку моего скромного труда.
Я уважаю своих коллег за творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ученика, администрацию школы за поддержку и понимание простого учителя во всех радостных и печальных моментах жизни, детей за доброе отношение, родителей за сотрудничество, УНО за лояльность, корректность в решении всех вопросов.
В день, когда вручали свидетельство о занесении на Доску почёта, испытала много приятных чувств. Поехали в Ижевск с Валентином Егоровичем Калининым, который уступил мне место на переднем сидении в машине, любезно открыл двери в резиденцию главы. О том, каким мужчиной нужно вырасти, я по возвращении рассказала мальчикам в классе. Но самой большой радостью было встретить на торжественном приеме своего ученика Бориса Борисова, который вместе с руководителем хозяйства и группой ученых ИжГСХА в этот день стал лауреатом Государственной премии. Я горжусь им.
Валентина БОГАТЫРЕВА
|