К сожалению, существует ситуация, когда большая часть жителей района убеждена в том, что для удмуртского края ничем особым в истории гордиться не приходится. Это убеждение вытекает, как правило, от незнания или недостаточного образования. Не снимаем вину и с ученых, вяло пропагандирующих результаты своих изысканий. В полной мере это относится и к археологии. В то же время, еще в начале – середине прошлого века на р. Вале и ее притоках археологами было обнаружено свыше 20 древних поселений и могильников, а также мест отдельных находок и кладов. В 1970–80-х годах к ним добавились открытые учеными стоянки каменного века и поселения эпохи раннего металла, отделенные от нас тысячелетиями. К сожалению, после распада Советского Союза, исследовательские работы в направлении охраны и изучения нашего культурного наследия были практически свернуты. Появление в 2002 г. Федерального закона №73 и становление новой системы государственного учета объектов культурного наследия поставило перед государством и обществом сложные задачи возвращения исторической памяти. Чтобы сохранить памятники, необходимо, прежде всего, провести их максимально полный учет. Эту цель и ставит перед нами Администрация района и правление районного отделения «Удмурт Кенеш».
В задачи научной экспедиции входят сбор устной информации, научное описание, фотосъемка и инструментальная съемка памятников археологии. Особый интерес для археологов представляют достопримечательности, о которых народная память сохранилась в виде топонимов, указывающих на местоположение старых поселений («гучин», «вужгурт»), мест отправления религиозных культов (священные деревья, возвышенности, родники, кладбища – «вужшай»). Определенную ценность для нас представляет информация о находках в пределах района костей животных ледникового периода (мамонты, шерстистые носороги и др.), а также кладов древних украшений и монет. В соответствии с российским законодательством, они представляют сегодня артефакты, подлежащие государственной защите при условии, если их возраст не моложе 100 лет. Одновременно федеральным законодательством запрещено проведение любых несанкционированных поисков археологических предметов и объектов, в особенности с использованием специальных технических средств и землеройных машин.
Поиск памятников археологии даже для специалистов сопряжен с определенными трудностями – их специфика заключается в отсутствии визуально различимых внешних признаков. И здесь крайне важна помощь местных жителей, наблюдательных, любознательных, уважительно относящихся к прошлому своей земли, своего народа.
Через районную газету мы хотели бы обратиться с призывом к вавожцам помочь нам в нашей работе. Можно адресовать ваши письма и сообщения в районный краеведческий музей, или в отдел культуры Администрации района. Отдельно хотелось бы обратиться к школьникам района: мы приглашаем вас присоединиться к нам, мы ждем ваших рассказов или указаний тех мест, где вам или вашим знакомым были известны находки разных предметов – свидетелей старины далекой.
Е.М. Черных
кандидат исторических наук,
профессор кафедры истории Удмуртии,
археологии и этнологии УдГУ
Незнакомое знакомое
Проведенные Удмуртским университетом, в соответствии с контрактом с Администрацией Вавожского района, первые археологические разведочные исследования обнаружили предметы быта и другие материальные доказательства о довольно «плотном» проживании наших предков уже в каменном веке по реке Вале и ее притокам.
Большинство древних селищ плохо сохранились в результате раскопки, эрозии, зарастания лесом. Сотнями лет обрушивалась и сползала в Валу территория средневекового Касихинского городища (III век н.э.) в народе - Пугаческие валы. Это единственное средневековое удобное для проживания, с относительно хорошо сохранившимися двумя валами оборонительных сооружений, городище использовалось людьми ещё в 18 веке. Исследования показали наличие здесь шлаков железоделательных печей. Руда находится рядом в Рудном логу. Название Пугачевские валы краеведы связывают с участием отряда удмуртов в Пугачевском восстании под предводительством атамана Туймата (родом из Водзимонья). Эту версию проживания там отряда участников восстания краеведы, надеюсь, изучат глубже.
Примеры сохранившихся названий в народе обнадёживают, что в районе каждый бугорок и ямка, речка, поле и ложок, имеющие свое название, попадут в готовящийся реестр со своей историей происхождения. На «бумагу» надо положить все местные рассказы и легенды. Многие поколения школьников выучились на легендах о подвиге Геракла, а свою историю не хотим знать.
Надеюсь, совместными усилиями любителей истории своего края, учителей истории, краеведения, библиотекарей, администраций сельских поселений, просто неравнодушных жителей, мы поможем специалистам университета выполнить техническое задание, заложенное в контракте, и соберём богатую, полную информацию о прошлом Вавожской земли и его жителей.
Г.В. Шубин,
председатель правления Вавожского
отделения «Удмурт кенеш»
Законами Российской Федерации карается деятельность разрушающая археологическое наследие. "Черным археологам" в нашей стране грозят реальные сроки. Президент Владимир Путин подписал закон, вводящий уголовную ответственность за незаконные самовольные раскопки.
Вводится уголовная ответственность за неофициальные поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания, а также за уклонение от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности. Максимальное наказание для таких кладоискателей в обоих случаях – шесть лет лишения свободы.
Также увеличиваются санкции за уничтожение или повреждение археологических объектов: с пяти до шести лет заключения, и повышаются штрафы: с 500 тысяч до 7 миллионов рублей.
Запрещено использовать специальные технические средствами поиска: металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.
Ответственность по данным видам преступления наступает с 16 лет.
ОП «Вавожское»
|