С талантливым живописцем, дизайнером Сергеем Марковым, членом Национального Союза художников Украины, участником международных, республиканских выставок теперь мы встречаемся в день не по разу, тепло общаемся. Художественная галерея, где проходят его дни, находится на первом этаже здания редакции.
И вот в один из дней он пришел с этюдником в руках. Вместе со мной понаблюдать за процессом, как рождается картина, пожелали еще несколько коллег.
- И сколько повидал уже Ваш этюдник? - в нас «включаются» журналисты.
- Этот не так много, а который дома, тот да.
- Холст покупаете?
- Покупаешь, потом натягиваешь. Палитру надо уметь подобрать правильно. Когда мне показывают картину, я говорю: «Покажите мне палитру». Как тесто бывает разное у умелой и неумелой хозяйки, так и палитра разная.
Меж тем на белом холсте художника в определенных местах появились уже пятна. «Сначала делаем этюд (подготовительный набросок для будущей картины). В этюде важно что? Это цвета. Натренированный глаз художника видит в два раза больше, чем обычный глаз. А фотоаппарат – всего лишь половину по сравнению с обычным человеком». Я удивлена, потому что всегда восхищалась возможностями цветного фото. «Ни один фотоаппарат, ни Zeiss, ни Canon не возьмет столько, как человеческий глаз», - рассеивает мои сомнения мастер. «Если посмотреть на улицу прищурив глаза, то даже окна исчезнут на домах, будут только светлые пятна. Вот эти пятна стараюсь передать на холст, никаких контуров еще нет. Здесь яркое пятно, здесь и здесь. И здесь освещено. Тут заиграл свет, тут и тут. Мы еще ничего не изобразили, а у нас уже есть состояние свечения», - художник продолжает делать мазки на холсте разных оттенков. «Нигде, как в сочинении слова, я не должен повторять цвет», - раскрывает профессиональные тонкости Сергей Михайлович.
- Сам процесс у Вас похож на то, как малыши каляку-маляку рисуют на бумаге, - оценила технику письма Светлана Долганова.
- Ребенок тоже художник, сам у ребят многому учусь. Я вам принесу когда-нибудь свою тетрадку с детскими рисунками, в пятилетнем возрасте и такие вещи рисовал. И никто ведь не учил. Портрет деда какой получился. Потом меня хорошо ломали. В училище был свой стиль письма. Зачем, думаю, так делали. Я бы совсем другим художником был.
- Если бы я сел, вымеривал, вычерчивал бы, а он раз-раз намазал, и все, - а это уже Виктор Рябов высказывает точку зрения.
А на холсте уже вырисовывается уголок Вавожа в ясный зимний день: дома каждый со своим характером, стройные липы перед двухэтажкой на перекрестке улиц, черемуха по соседству… Изо дня в день вижу эту картину из окна кабинета, меняется лишь ее «оправа» и настроение в зависимости от погоды и времени года, а теперь это ставшее почти родным за долгие годы работы в редакции место узнаю на работе известного художника. Когда Сергей Михайлович начинает собирать инструменты, смотрю на часы, наша беседа и соответственно работа над эскизом продолжалась 45 минут. Позже он довершит эскиз – уберет лишнее, внесет какие-то детали, и очередная картина начнет жить своей жизнью.
Кстати, недавно Сергей Михайлович подарил редакции одну свою работу с видом Вавожа, и мы теперь с гордостью за земляка показываем ее своим гостям.
Валентина БОГАТЫРЕВА
|