Финская
кантелистка Минна Раскинен провела мастер-класс для учащихся Вавожской ДШИ.
Юные вавожские крезисты в этот день волновались перед
встречей с именитой гостьей из далекой Финляндии. Снова и снова репетировали.
Понравится ли ей их игра? Ведь она – музыкант-виртуоз, автор многих музыкальных
шедевров в жанре инструментальной музыки для кантеле, советник по культуре
Юго-Восточной Финляндии, объехала полмира.
Но опасения прошли, едва она зашла в зал в сопровождении
коллег. Открытый взгляд, обаятельная улыбка сразу же растопили лед непонимания.
И даже языковой барьер не стал помехой. Общались на английском. Переводил
преподаватель республиканского музыкального колледжа Станислав Дружинин.
«Наследники Герда» тронули струны крезя, и полилась музыка,
соединяющая сердца и понятная всем без перевода.
В Вавоже Минна впервые. Но в Удмуртию приехала уже в
четвертый раз. Нынче как участница Международного финно-угорского фестиваля
молодежной культуры «Палэзян» (Рябина), который открылся 14 октября. В планах
встречи со студентами республиканского музыкального колледжа и студентами
факультета удмуртской филологии УдГУ, участие в концертах. Но этнофестиваль для
нее начался с Вавожа, где собрались учащиеся и преподаватели ДШИ, детские коллективы
«Зямбайские умельцы» и «Наследники Герда» из Гурезь-Пудги.
Удмуртский крезь и финский кантеле – родственники гуслей,
как и литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, японский кото.
Свой рассказ о кантеле гостья начала с самого простого
маленького, сделанного из одного куска дерева. «На таких у нас играют дети в
три-четыре года», – пояснила она. Старинные инструменты имеют пять струн,
современные – до тридцати четырех со встроенными микрофонами. Этот инструмент
сегодня очень востребован в разных жанрах, даже на эстраде. Как он звучит?
Похоже на крезь. Звонкое серебристое звучание сопровождает пение. Песня уводит
далеко-далеко в суровый северный край, где живут мужественные люди. Мелодии
крезя помогают им в жизни.
«Колокольный звон» – эта авторская импровизация родилась
после посещения Валоама. Кажется, слышится малиновый звон. Поет большой
колокол, подхватывают подголоски малых колоколов... Летит звон над просторами,
разгоняя мрак и нечисть. И постепенно затихает…
Кантеле – удивительный инструмент, древний, загадочный. Его
звучание завораживает своей лиричностью, раскрывая тайны мирозданья. С
незапамятных времен кантеле играл такую большую роль в жизни людей, что его
значение выходит за рамки понятия музыкального инструмента. Это скорее символ,
объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историю развития
многих поколений.
По легенде первый инструмент герой карело-финского эпоса
«Калевала» Вайнонен сделал из челюстей рыбы, струны – из волос девушки. Но в
бою потерял его. Потом сделал из дерева…
- Сколько кантеле лет?
- Может тысяча, может две. Первая находка датируется 1100
годом, когда в Новгороде был найден этот древний инструмент.
А крезю сколько лет? Тоже никто точно не скажет. Только
легенды есть…
Минна встает и что-то ищет в своем багаже.
- Сейчас еще что-то принесет, – комментирует переводчик.
Наверное, еще один инструмент?
Нашла! Несет пакет с красными мармеладками:
-Я была очень рада услышать игру на крезе. Надеюсь, вы
будете играть всю жизнь.
Этнофестиваль «Палэзян» – это рябина. Ягоды ее свежие,
сочные, но горькие. И пусть эти конфеты оставят сладкие воспоминания.
Воспоминания будут самые теплые у всех участников встречи.
Как все вместе разучивали веселую финскую песенку про самонадеянного парнишку,
набившего себе шишку. Гостья запомнит и живой коридор, и встречальную песню
зямбайских ребят, задорные песни и огневую пляску «Гуждора». Неугомонная
Надежда Перминова подхватила Минну Раскинен, и они легко закружились в танце,
как будто давно знакомы.
Музыке не надо перевода.
«Кантеле и крезь очень близкие родственники», – говорит гостья. И все в этом
убедились в холодный вечер Покрова, когда жаркая рябина теряет горечь.
|