Реализация прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь,
закрепленных в ст.41
Конституции РФ, обеспечена возможностью получить бесплатную медицинскую помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, через систему
обязательного медицинского страхования. На платной основе медпомощь может быть оказана
как названными учреждениями, так и частными клиниками при оплате медицинских услуг напрямую потребителем или через страховую компанию на
основании договора добровольного
страхования.
К сожалению, большой выбор лечебных учреждений не гарантирует гражданам
высокое качество медицинской помощи, которое предполагает совокупность характеристик: своевременность оказания, правильность
выбора методов профилактики, диагностики,
лечения и реабилитации. Что делать, если ненадлежащее лечение привело к
ухудшению состояния здоровья? Как защитить свои права, куда обратиться и
как добиться возмещения причиненного вреда?
1) в досудебном порядке:
-
путем подачи жалобы в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицам, и в
вышестоящие
органы, по компетенции – в лицензирующие органы власти, Роспотребнадзор, организации
по защите прав
потребителей;
-
обращением в страховые медицинские организации и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
2) в судебном порядке.
Основными
нормативными документами, регулирующими отношения в сфере оказания медицинской
помощи, являются: Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,
Федеральный закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»,
Гражданский кодекс Российской Федерации, закон «О защите прав потребителей», Приказы
Минздравсоцразвития РФ.
Обратиться
с претензией относительно оказанных услуг и возмещения вреда можно лично (через
представителя), написав на имя руководителя медицинской организации
соответствующее заявление, либо отправить его по почте с уведомлением о
вручении и описью вложения. Документ должен содержать фамилию, имя,
отчество заявителя, сведения о времени, месте, обстоятельствах причинения вреда
(ущерба), о лице виновном в его причинении, а также о размере и его обоснование, в качестве приложения -
подтверждающие документы.
Поскольку
медицинская деятельность
подлежит лицензированию, согласно Федеральному закону «О лицензировании
отдельных видов деятельности», вы можете обратиться с жалобой в соответствующие лицензирующие органы.
Контроль
качества медицинской помощи и соблюдения стандартов медицинской помощи осуществляет Федеральная служба по
надзору в сфере здравоохранения, куда вы
вправе направить соответствующую
жалобу на конкретного врача и медицинскую организацию в целом.
К
отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых
медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского
страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Таким
образом, с жалобой вы вправе обратиться в подразделения Роспотребнадзора, а также
в общества (ассоциации) по защите прав потребителей.
Кроме
того, на основании Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании
в РФ», вы вправе обратиться с жалобой в территориальный фонд обязательного
медицинского страхования, страховую медицинскую организацию, по поручению которых
проводится экспертиза качества медицинской помощи. Документы с жалобой и актом
эксперта представляются руководству медицинской организации. При достижении
согласия между сторонами вред возмещается в добровольном порядке медицинской
организацией. Если компромисса не
достигнуто, пациент (страховщик) вправе обратиться в суд.
Результат
некачественного оказания медицинской помощи практически всегда сопряжен с
физическими и нравственными страданиями, следовательно, вы также вправе
требовать компенсации морального вреда.
Помните, грамотная правовая
позиция, выбранная с учетом конкретных
обстоятельств, может способствовать
достижению ожидаемого результата при защите ваших прав.
Владимир Лукин
|