Ожги
– название одной из деревень нашего района. Откуда она пошла и есть? Сколько
лет этой деревне? Что означает ее название? Задавшись этими вопросами, призываю
на помощь всезнающий интернет. Набираю в поисковике искомое слово и получаю в
результате ссылку на европейские сайты знакомств, толковый словарь живого
великорусского языка и группу «Ожги, ожгинский лес». Первое явно не то, а вот
уважаемый всеми поколениями врач-языковед растолковывает толковым и
бестолковым: обжечь, ожечь кого, опалить, причинить боль или вред огнем (Ожег,
а не выпарил. Ожечь не ожжет, а выпарит важно). Слово не зря молвится. И нет
дыма без огня. Может быть, стоит в названии деревни искать смысл? Подобным
образом рассуждают и молодые участники группы «Ожги. Ожгинский лес». Вот,
например, вольная версия одного из неравнодушных молодых уроженцев деревни Ожги
Дениса Мамаева:
-
Давным-давно, когда вода была прозрачней, когда воздух был чище, когда и солнце
светило ярче, а трава была зеленее, проходили мимо странники и говорили:
-
Махара бар дроба то-то Ожги.
-
Ожги?
-
Ожги.
-
Ожги!
Я
так слышал, что просто когда на нас шло нашествие татаро-монголов, они просто
сожгли эту деревню.От чего пошло это название? Откуда пошла и есть деревня
Ожги? Свое исследование провела коренная жительница Ожгов Нина Михайловна
Терешина. Она встречалась с уроженцами этих мест (среди опрашиваемых ее людей
были В.А. Колзин, В.А. Терешин, старейшая жительница деревни бабушка Елизавета
Никитична Куликова), по крупицам собирала данные, вспоминала вместе со
старожилами легенды. И хотя я не уроженка Ожгов, мне было интересно читать
подготовленный ею материал о родной деревне. Благодарю Нину Михайловну и ее
респондентов за проделанную работу. Надеюсь, что еще кто-то вспомнит свою малую
Родину и расскажет о своих корнях.
Деревня
наша называется Ожги, это в 25км от с. Вавож и в 40 км от г.Можга. Тянется она
двумя улицами, каждая улица – двумя рядами деревянных домов.
Посередине
деревни стоит школа-сад и магазин. Деревня расположена на вершине ската,
упирающегося в речку Курчумку и красивый пруд. На масленицу здесь устраивались
массовые катания с горы. Взрослые, как правило, катались на больших санях, а
дети – на различных самоделках. Чаще всего на деревянных коньках, подбитых
жестяной лентой.
Пасха
запомнилась обилием крашеных яиц и молебном в церкви. Особенно пышно
праздновалось Рождество Христово, когда в закромах еще оставалась мука.
Наезжали гости. Большими компаниями ходили из дома в дом, пели песни, плясали.
Мы же, детвора, ходили по дворам славить Рождество. В вывернутых наизнанку
шубах и шапках заходили в дом и гнусноватыми просящими голосами славили
рождение Христа, за что получали гостинцы – булки, яйца, реже – конфеты.
Большинство
односельчан деревни Русские Ожги было трудолюбивым. Долго пьющих людей не было.
Праздник отгуляли – и на работу. Дома были добротные, крепкие, полукаменные,
двухэтажные. Семьи были большие. Детей с детства приучали к труду.
Детство
– беззаботное время, которое очень часто снится по ночам и никак от себя не
отпускает.
Окончив
Волипельгинскую среднюю школу, мы с подругой Любой Мезриной поступили в
сельскохозяйственный институт г. Киров, так как в Ижевске еще не было таких
факультетов с новой специальностью – экономист. Отправляя в г. Киров, мой отец,
Калинин Михаил Иванович, дал адрес своего друга и нашего земляка Загуменнова
Викентия Андриановича. Посоветовал, пока не устроимся, заехать к нему. Викентию
Андриановичу тогда было 75 лет. Скромный, тактичный, бывший учитель географии и
директор вечерней школы в Кирове. Он и его жена Анна Григорьевна встретили нас
очень гостеприимно и доброжелательно. Мы с подругой очень любили приходить на
чаепитие к Анне Григорьевне и с интересом слушали рассказы Викентия
Андриановича о жизни на земле ожгинской. Анна Григорьевна была родом из Вавожа,
Викентий Андрианович из д. Ожги, 1895 года рождения.
Он
рассказал интересные легенды, которые передавались из поколения в поколение об
истории появления некоторых названий. Например, почему река называется Курчумка
он объяснял так: «Монголо-татары расположились внизу ската горы у речки. Жили в
чумах, откуда постоянно курился дымок. Отсюда название речки Курчумка».
Есть
у нас лог с интересным названием – Кен шур. В переводе с удмуртского на русский
означает – лог невесток. Чтобы злобные монголо-татары не воровали удмуртских
девушек, их прятали в глухой, глубокий овраг. Это место было нелюдимое.
Огромные ели, склонившиеся над глубокой пропастью лога, сторожили его тайны.
Тишина, покой, да по самому дну журчал несмело ручеек. При наступлении
монголо-татар завязалась небывалая битва, сеча, а по удмуртски «Ож»,
«Ожмощкон». Отсюда название деревни Ожги.
О
возникновении и названии деревни Коммуна (Лесная Поляна), что в шести
километрах от деревни Ожги, узнали следующее. До революции здесь располагались
три усадьбы: помещика Василия Герасимовича Гагарина, помещика Фукалова, усадьба
большой татарской семьи с фамилией Курбан.
У
семьи Курбан была своя смолокурня. Гнали смолу, собирали живицу, имели пасеку.
Все работы выполнялись своей семьей. Когда пришли красные, семью перерезали.
Помещик
Фукалов торговал лесом. И сегодня еще заметно место дороги-ледянки. Хорошо
подкованные лошади, волоком тащили лес до реки, оттуда сплавляли брёвна по
весенней воде. Фукалов вовремя почувствовал перемену власти и, частично продав
леса помещику Гагарину, скрылся. Дом поместья Фукалова перевезен в с. Вавож –
здание старого краеведческого музея.
Усадьба
помещика Гагарина располагалась на живописном берегу небольшой реки Кылт (в
настоящее время место усадьбы еще заметно). Вокруг дома раскинулся сад, где
росли черемуха, яблони, кусты смородины и крыжовника, сирени и жасмина.
Викентий Андрианович служил у помещика пчеловодом. Пасека была небольшая.
Хозяин леса, лугов, полей в округе нанимал работников. За их работу Гагарин
хорошо кормил, выплачивал им мануфактурой. Хозяин считал, что кто за столом
хорошо ест, тот и в поле хорошо работает. Сам помещик азартно играл в карты,
любил выпить, и мой дед Кудрявцев Димитрий, работавший у него извозчиком, часто
возвращался домой подвыпившим. После ухода помещика Фукалова Гагарин успел
организовать филиал от можгинского завода «Свет», где выпускали стружку. Здесь
в 1917 г. насчитывалось 19 домов. Вот как раз этот филиал и был назван
«Коммуна». После революции в эту артель объединились жители Лесной Поляны. В
1918 г., когда Гагарин приехал домой, его на глазах жены и дочери красные с
моста расстреляли. Через несколько дней его же работники выловили тело в омуте
и похоронили на берегу реки Кылт. Впоследствии омут так и называли –
Гагаринский.
Дом
поместья Гагарина перевезен в с. Вавож – здание магазина «Минимаркет».
Шумят
и сегодня над Гагаринским омутом вековые лиственницы, посаженные Гагариным,
шепчет раскидистая береза над его могилой, делясь былым.
Викентий
Андрианович рассказывал про гражданскую войну. Власть менялась, то она была в
руках белых, то приходили красные. Когда начиналась перестрелка, маленьких
детей загоняли в подполье пересидеть. Его брат Петр ушел с белыми, а сам
Викентий Андрианович остался у красных. Участвовали в коллективизации, вели
большую работу по агитации людей в колхозы. Собирались зимними вечерами, сидели
до полуночи в клубе, кто не соглашался, раскулачивали. Скот сдавали в колхоз, а
все остальное с молотка продавали. Его родители добровольно сдали все в колхоз.
Отец вскоре умер. Мать с сестрой Александрой долго жили в Ожгах. Двухэтажный
полукаменный дом простоял до середины шестидесятых годов XX века. На первом
этаже был кооперативный магазин, на втором этаже – клуб. Викентий Андрианович и
его жена Анна Григорьевна жили в с. Вавож, позже переехали в город Киров...
Подготовила
Надежда ШИРОКИХ
|