В эти
дни исполняется год, как не стало Николая Буторина. Николай Николаевич стоял у
истоков становления ГИБДД (ГАИ) в нашем районе. Сегодня вашему вниманию
предлагается отрывок из его воспоминаний, опубликованных в 2001 году в
преддверии 65-летия ГИБДД Удмуртии в одной из республиканских газет:
-
После армии я пошел работать шофером, водил автобус в автотранспортном
предприятии города Можги. Отработал восемь лет. В это время одновременно учился
в вечерней школе. Однажды в школу пришел замполит из райотдела милиции и
предложил работать в органах. Я согласился и в 1973 году поступил в Саратовскую
среднюю специальную школу ГАИ МВД СССР. Нас из города Можги поехало четверо, но
вступительные экзамены сдал только я один.
Через
два года закончил школу и по распределению был направлен в Вавож.
Приехал
в сентябре 1975 года. Начальник милиции показал мне стол, на котором лежала
куча протоколов, неизвестно когда и кем составленных. Через три дня мне вручили
«транспорт». Это была груда из запчастей от мотоцикла «Урал». Тогдашний
начальник отдела С.Г. Ижболдин сказал, что другого ничего нет, если захочешь –
соберешь. Собрал через пару недель, сделал, и более 5 лет я на этом мотоцикле
круглый год, зимой и летом ездил. Иногда на происшествия выезжал в
Тыловыл-Пельгу или в Брызгалово зимой, в 35 градусов мороза. Тут хоть как
одевайся, все равно насквозь продувает. Конечно, часто простывал, болел.
Первые
годы работал один. Днем занимался обследованием в автопредприятиях, а вечером
стоял на дороге. В то время активно действовала народная дружина. Каждое
предприятие по графику выделяло на вечер автомашину и трех-четырех человек
дружинников. И даже в школе организовали из старшеклассников группу юных
инспекторов движения.
Эти
школьники однажды остановили известного во всей республике председателя колхоза
«Россия» А.П. Горынцева, приволокли его в отдел. Он не остановился на их
требование, уехал на автозаправку. Ребята на его обратном пути встали поперек
дороги, взявшись за руки, и так остановили. Вот шуму-то было. Меня, он говорит,
в г.Можга никто не останавливает, а тут какой-то Вавож, да еще дружинники.
Когда
в 1985 году вышел закон по борьбе с пьянством, мы сразу почувствовали резкий
спад происшествий. А до того был настоящий разгул, половина всех аварий была по
вине нетрезвых водителей.
Ни
праздников, ни выходных, в любое время суток нас вызывали. Помню один свой день
рождения. Все родные собрались, только хотели за стол садиться - вызывают,
столб сбили. Съездил, разобрался. Приехал домой, не успел рюмку поднять, опять
вызывают, опять происшествие.
Дорог
нормальных не было, техосмотры проводились в самую распутицу, по колено в
грязи. Помню, в Зямбае подъехали к машинам, я вылез, шаг шагнул, и сапог
остался в глиняной каше, а я стою на одной ноге как гусь.
Много
лет старался внедрить в районе предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей.
Это очень дисциплинирует водителей. Но в конечном итоге все зависит от
руководителей хозяйства. Там, где порядок, там и осмотры проводят.
Я
тогда считал и сейчас считаю, что основная работа инспектора ГИБДД должна быть
на линии – контроль и еще раз контроль за движением. Если на дорогах будет
порядок, то будет меньше и аварийности, а все остальное приложится.
|