Миллионы россиян
воспользовались возможностью подписаться на газеты и журналы на льготных
условиях в рамках Всероссийской декады подписки, которая проходила по всей
стране с 10 по 20 мая 2012 года.
В течение десяти
дней во всех отделениях почтовой связи подписка на более чем на 200 федеральных
и порядка 400 региональных изданий осуществлялась на льготных условиях, а на
доставку трех и более изданий в один адрес Почта России предоставляла 10%-ю
скидку от стоимости услуг по доставке. По итогам Декады федеральный почтовый
оператор собрал 4,3 миллиона заказов на подписные издания.
В период
Всероссийской декады подписки для удобства клиентов Почта России организовала
прием заказов на подписные издания не только в отделениях почтовой связи, но
также в открытых почтовых киосках и специальных точках, размещенных на улицах и
в местах массового скопления людей. Сотрудники Почты совместно с издателями
устраивали конкурсы и викторины, в ходе которых разыгрывали призы для самых
активных подписчиков.
Кроме того, во
время Декады клиенты Почты получили возможность оказать помощь детским домам и
другим социально-значимым учреждениям и подарить им подписку на газеты и
журналы: в рамках акции «Благотворительная подписка» Почта предоставляла
дополнительную скидку в размере 10% от стоимости услуг по приему заказов на
подписку и доставку периодической печати.
В условиях
интенсивного развития электронных СМИ относительная стабильность спроса на
подписку в России объясняется во многом теми мерами, которые федеральный
почтовый оператор предпринимает для поддержки подписного рынка. В частности,
Почта России заморозила тарифы на доставку подписной периодики. В результате
подписные тиражи российских изданий в последние годы снижаются гораздо более
медленными темпами, чем можно было ожидать, а выпадающая доля компенсируется
растущими розничными продажами в отделениях почтовой связи. Однако сдерживание
тарифов приводит к убыткам самого федерального почтового оператора, которые он
вынужден покрывать за счет собственных доходов от других направлений
деятельности. Государство выделяет Почте России субсидии. Однако уже несколько
лет они остаются неизменными, а при постоянном росте себестоимости услуги доля
убытка, который федеральному почтовому оператору приходится компенсировать
самостоятельно, постоянно растет. Если в 2009 году государство компенсировало
предприятию потери от оказания подписных услуг по тарифам ниже себестоимости
почти полностью, то в 2010 году Почте пришлось направить на субсидирование
убытков от подписки более 1 млрд рублей собственных средств, а в 2011 году –
уже более 2,5 млрд рублей.
Прекращение
государственного субсидирования, если такое решение будет принято, вызовет
коллапс на издательском рынке и может полностью уничтожить институт подписки: в
случае отмены субсидий произойдёт увеличение тарифов в среднем по стране в 2,5
раза.
Со своей стороны,
Почта России – единственное предприятие в РФ, доставляющее периодику клиентам
на дом на всей территории страны, – стремится максимально обеспечить
доступность печатной прессы для подписчиков. По результатам соцопросов,
проведенных в конце 2011 – начале 2012 года, подписными услугами регулярно
пользуются 18% россиян, 91% из них оформляют подписку на почте. Среди компаний,
которые подписываются на печатные издания, 59% пользуются услугами Почты России
как надежной и стабильной компанией. При этом 56% оформляют большую часть
подписки в офисах почтового оператора. Кстати, Почту России 68%
компаний-респондентов назвали самой известной компанией, оказывающей услуги
подписки.
Пресс-служба
ФГУП «Почта России»
|