Четверг, 28.03.2024, 12:04
Приветствую Вас Гость | RSS

АВАНГАРД     Газета Вавожского района

Главная » 2014 » Январь » 30 » Развитие АПК: Владимир Капеев: «За технологией No-till – будущее
10:46
Развитие АПК: Владимир Капеев: «За технологией No-till – будущее

Руководитель СХПК им. Мичурина Владимир Капеев в конце декабря побывал в Аргентине. Почему именно Аргентина, что связывает нас с этой латиноамериканской страной? Об этом и других моментах, касающихся поездки, беседуем с Владимиром Александровичем.

- В Аргентине мы были десять дней. Поездку организовала фирма «Август». Группа состояла из 27 человек, которые представляли 15 регионов России, от Калининградской области до Алтайского края. Из Удмуртии нас было четверо: кроме меня, глава представительства компании «Август» в нашей республике Константин Холодков, главные агрономы сельхозпредприятий «Путь Ильича» Завьяловского района и «Родина» Граховского района. Все это были люди, интересующиеся технологией No-till.

Почему Аргентина? Потому что именно с этой страны начался прямой посев в земледелии. Работая по этой технологии, в Аргентине получают очень хорошие урожаи, 60-70 центнеров с гектара. В декабре, когда мы там побывали, как раз шла уборка. Зимы в этой стране не бывает, снимают пять урожаев в три года. На технологию No-till здесь стали переходить с начала 1970-х годов. Переходный период длился около 15 лет, до середины 80-х, сейчас на 90% посевных площадей применяется прямой посев. Сельское хозяйство в Аргентине представлено фермерскими хозяйствами. Государство фермеров не дотирует, наоборот, они платят государству хороший налог, 35%. Но защита их государством все же осуществляется, потому что ввоз сельхозпродукции в эту страну запрещен, потребляют то, что производится внутри страны. Такой пример: когда поехали, наши московские коллеги взяли с собой в качестве подарка шпик и сушеную рыбу, в аргентинском аэропорту то и другое конфисковали, ссылаясь на закон.

В Аргентине сильно развито как растениеводство, так и животноводство. Разводят мясной скот, привесы получают при минимальных затратах. Там даже фермы мы не видели, все обслуживание животных проходит на лугах и пастбищах. Мяса аргентинцы потребляют много, и нас кормили одним мясом без гарнира. Оно было мягким, очень приятным на вкус, красного цвета. Или мясо у них такое вкусное, или так хорошо готовят.

- Где конкретно побывали?

- Побывали в пяти больших городах, были на севере страны (в нашем представлении это юг, а в южном полушарии все наоборот) и юге (севере), посмотрели много фермерских хозяйств, график поездки был очень напряженный. Что обязательно надо отметить? Там наука очень близка к производству, в каждом районе есть INTA (Национальный аграрный институт), где постоянно ставят опыты, повышают квалификацию фермеров, механизаторов и других категорий работников. Мы были и в INTA, и на конкретных производственных участках. Основная техника – сеялки, опрыскиватели и зерноуборочные комбайны, а плуги и культиваторы мы вообще не видели. Фермерские хозяйства у них немаленькие, имеют по 3500-4000 гектаров земель, и с такими площадями справляются три-четыре человека. Там вообще по-другому работают. У фермера 4000 гектаров земли, а зерноуборочного комбайна нет, комбайн он нанимает. В тоже время, крестьяне по лизингу закупают комбайн и оказывают услуги на уборке культур. В этот период они прямо в поле и ночуют в вагончике, кроме комбайна, обычно есть еще жатка, трактор, тележка.

- Фермер занимается земледелием, не имея никакой техники?

- Посевная техника у них есть, а содержать уборочную, считают невыгодно, лучше арендовать, хотя снимают пять урожаев в три года. За работу рассчитываются урожаем, дают от 7 до 10%. Эта система у них очень хорошо отлажена. Зерновые культуры: ячмень, пшеница идут с поля влажностью 12%, нет необходимости сушить зерно. Часть зерна сразу отправляют в порт, чтобы продать за границу. Для фермера имеет очень большое значение, на каком расстоянии от его земель располагается порт. Много зернохранилищ, есть склады-бункеры для зерна. Примерно 30 % зерна по Аргентине хранится под пленкой, у нас так силос хранится. Прямо возле поля и заложено оно.

- Что интересного еще увидели?

- Мы побывали на заводе, где производят сеялки «Жерарди», такие сеялки уже появляются в Удмуртии, к примеру, приобрели ее в алнашском хозяйстве «Молодая гвардия». В 70-80-х годах аргентинцы производили таких сеялок 1400-1500 штук в год, сейчас – только 400, т.е. примерно одну сеялку в день, собирают теперь их штучно. Того спроса на данную технику теперь нет, сами аргентинцы уже обеспечены, сейчас сеялки производят в основном для Европы и России. Эти сеялки за раз вносят удобрение, сеют зерно, могут сеять многолетние травы с подсевом.

- Владимир Александрович, Аргентина – другая страна, совершенно с другим климатом, и их технология подходит нам?

- Аргентинцев копировать мы не можем. У нас действительно разные климатические условия, в Удмуртии – длинная зима, там ее нет. Технология No-till, прежде всего, интересна нам тем, что при ее применении уменьшаются затраты, и урожайность стабильная. Когда осуществляется посев без предварительной пахоты и культивации, экономия получается немаленькая. У нас уже есть сеялка прямого посева, используем ее. Но на сегодняшний день полностью по нулевой технологии мы еще не работаем, у нас пока переходный период – применяем минимальную обработку. Подъем зяби – дискованием, весной проводим закрытие влаги и сеем. На «ноль» переходим постепенно, по России этого опыта еще немного, поэтому ездим и изучаем, чтобы в дальнейшем могли работать по данной технологии без ошибок, со знанием дела. У нас не так много пашни, чтобы ошибаться. Если уж мы сеем, должны ежегодно получать хороший урожай. Любая ошибка – это целый год, а что такое год в сельском хозяйстве? Это выброшенный период, финансовые потери. Неслучайно, неоднократно были и поездки в Ростов-на-Дону, я хорошо знаком с известным российским земледелом, деканом агрофака ДонГАУ Николаем Зеленским. Он на многое открыл мне глаза. Первый раз я приехал, будучи главным агрономом, второй – начальником управления, потом – председателем СХПК. И сегодня могу сказать, что идем по пути, предложенному Николаем Андреевичем: на площади 15 га клевера второго года пользования без дискования или другой какой-то обработки 25 августа напрямую посеяли озимую рожь. После посева до всходов культуры обработали участок Торнадо 500. Посмотрим, как она перезимует, но всходы получены были прекрасные. В следующем году попробуем посеять кукурузу с донником.

- Сеялка у вас есть, что мешает перейти на технологию No-till  прямо сейчас?

- Вопросов еще много. Во-первых, необходимо выровнять поля, чтобы они были идеально ровными. Надо совершенствовать севооборот. При технологии No-till он должен работать очень четко, чтобы четко были подобраны культуры. Ведь есть такие культуры, у которых корневая система сама обрабатывает почву. Мы сеем зерно по зерну и сетуем, что нет урожая. Или засуха у нас виновата.

В 70-х годах, когда в Аргентине начался переход к технологии No-till, наука сначала не поддерживала производителей, ученые считали, что землю обязательно надо пахать, теперь они другого мнения. Инициаторами применения данной технологии там выступили сами фермеры, им надо было как-то выживать, субсидий сельхозтоваропроизводителям не давали. Поскольку там снимают в три года пять урожаев, надо было много пахать, культивировать, сеять, в три года пять раз убирать – физически не успевали.

- Получается, что в Аргентине поля не отдыхают, нет никакого перерыва, убирают и сразу сеют?

- Вообще нет. В декабре, когда мы ездили, шла уборка, и сразу на опустевшее поле заходит сеялка.

- Что больше всего удивило в этой стране?

- Приехали – жара 35 градусов, тяжело было адаптироваться. Еще и разница во времени семь часов: там день, у нас – ночь.

Надо отметить, что в Аргентине испанский язык, много мигрантов. Один из фермеров, с которым общались, рассказывал, что сюда мигрировал его дед, строил порт, отец уже родился здесь, несмотря на то, что прошло столько лет, этот фермер больше похож на европейца. В этой стране нет ничего китайского, в отличие, скажем, от нас, куда китайский товар завозится эшелонами. Всю сельхозпродукцию, также и промышленные товары, производят сами. Природа щедра, наверное, растут все виды фруктов: апельсины, мандарины, абрикосы, бананы... В декабре все они были в цвету.

Один из фермеров рассказывал, в год выпадает около 200 миллиметров осадков, что очень мало, в наших условиях это настоящая засуха. Чтобы получать хорошие урожаи в таких условиях, они посевы делают изреженными. У нас междурядья 19, 20, 21 см считаются очень широкими. В Аргентине видели пшеничное поле, где между рядами растений 38 см. Там зерновое кущение сильное, продуктивность стеблей насчитали 14. На этих полях норма высева всего 40 кг на гектар, сказали, что попробуют посеять вообще только по 20 кг.

В отличие от засухи, какая у нас была в 2010 году (и почвенная, и воздушная), у них только почвенная засуха, так как страна расположена между двумя океанами. У нас в засушливый год у кукурузы все листочки были скручены, там кукуруза чувствовала себя благополучно, потому что влага в воздухе есть. Видели поле, где половина зерна уже на земле. Говорят, что такое случается очень часто, ветер, ураган – и урожай потерян. Поэтому спелое зерно стараются быстро убрать, в эту пору люди работают очень напряженно. В Аргентине много поливных участков. Поливают сою, зерновые, картофель 100 процентов

Аргентинцы говорят, что у нас для работы с нулевой технологией условия лучше, что есть настоящая зима. И надо согласиться с ними. К примеру, сколько влаги вошло в землю осенью 2013 года. Земля, вместе с тем и влага, замерзает, вода расширяется, считают, что сама природа у нас, как плуг, пашет. Наш минус в том, что надо посеять непременно в срок, весной этот срок – неделя. У них, посеешь ли в начале месяца, в конце ли – разницы нет.

- Владимир Александрович, Вы побывали в Аргентине в канун Рождества. Чувствовался праздник?

- В городе чувствовался, у сельского жителя, как уже сказал, это самый разгар работ. Мы ведь тоже в августе не находим времени ни свадьбу провести, ни день рождения отметить. Так и там.

- Вовращаясь к технолгии No-till, как думаете, много будет у вас последователей?

- Думаю, со временем весь мир перейдет на данную технологию. Раньше ведь, до революции, землю тоже особо не пахали. Применяли соху, которая землю не переворачивала, получалась как минимальная обработка. Те люди, которые ездили со мной, они все настроены на данную технологию, что-то уже и делают. За этой технологией – будущее.

Валентина БОГАТЫРЕВА

Просмотров: 1059 | Добавил: avangard-vavozh | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Как Вы боретесь с экономическим кризисом?
Всего ответов: 52

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0