Учителю Новобиинской школы Людмиле Музияновой, одной из
первых из района обладателей премии Президента РФ, призеру многих конкурсов
разного уровня, уходящий год принес очередную победу.
- Людмила Арсентьевна, в каком конкурсе Вы участвовали в
этот раз?
- Это был Всероссийский конкурс родного, включая русский,
языков. Я стала победителем в номинации «Методическая эрудиция».
- Расскажите подробнее о конкурсе.
- В Москву съехались учителя родного, русского языка и
литературы из разных мест России – всего 35 человек. Это были победители
регионального тура данного конкурса, который проходил заочно.
А в очном туре мы представляли визитную карточку, включающую
приветствие на родном и русском языках; презентацию «Мой регион, моя школа, моя
профессиональная деятельность»; дали мастер-класс (видеоролик урока).
Естественно, на всех этапах должен был прослеживаться диалог культур.
Оригинальность моего выступления была в том, что все работы,
подготовленные для очного тура, были связаны с образом двери. Визитную карточку
начала такими словами: «Я открыла вашу дверь…».
На презентации говорила о том,
что для меня главной дверью является моя республика, которая распахнула
передо мной множество больших и маленьких дверей. Рассказывала, что познавала, открывая первую,
вторую, третью дверь. Потом читала стихотворение удмуртского поэта Николая
Белоногова в оригинале и в переводе. «Сколько раз я открывала двери в разные
дома. Шла вперед я через двери, в жизни истину нашла…».
Особенность
мастерской творческого письма «Дверь», которую представляла, состояла в том,
что обучение здесь осуществлялось через реальные тексты разных культур, т.е.
тексты давались на удмуртском и русском языках – у учащихся было право выбора.
В процессе работы дети узнавали все новое о дверях и пришли к выводу, что
открытая дверь – это не только вход и выход, это и граница, и оберег, и
душевное тепло, и гостеприимство и т.д. В процессе работы дети убеждались, что
ценности у всех народов одни и те же, и надо с большим уважением относиться к
традициям и обычаям разных народов, изучать их, потому что мы живем на одной
земле, и все связаны друг с другом.
Сразу, как закончила,
ко мне подошла представитель Российской академии образования и, похвалив за
интересный образ, попросила методическую
разработку отправить для опубликования в российском журнале. Однако итоги
конкурса оказались неожиданными для меня и многих других участников. При
подведении итогов предпочтения отдали другим. Приехали из Госдумы представители
Дагестана, Башкортостана, Татарстана и поощрили своих участников, хотя во
второй день мы даже не успели все выступить. Похоже, они были
спонсорами, но все равно такое предвзятое отношение к отдельным
участникам многих возмутило. Вспоминаю один из предыдущих участий в конкурсе
подобного рода в Москве. Это был Всероссийский конкурс за образцовое владение
русским языком в профессиональной деятельности. Он проводился при МГУ, мы жили
в гостинице при МГУ же, мероприятие проходило на высоком уровне. А в этот раз
мы вставали в пять, шесть часов и ехали из одного конца Москвы на другой, в
целом организация была на низком уровне.
- Людмила Арсентьевна, будет ли еще желание после такого
принимать участие в подобных конкурсах?
- Конечно, хочется,
чтобы было справедливо. Признание успехов дает стимул в работе. Но я довольна
тем, что стала победителем именно в номинации «Методическая эрудиция». Что
касается дальнейшего участия в конкурсах, скажу, что без этого я не могу. Я не
представляю, как прийти домой, подготовиться к урокам на следующий день и уже
ничего не делать. Мне все время надо что-то
искать, придумывать. Есть идея, и уже думаешь, как ее претворять в дело. Я все
время так живу.
Валентина БОГАТЫРЕВА
|