Среди девочек-экскурсоводов на недавних гердовских чтениях узнала Машу Зайцеву, с которой познакомилась два года назад на подобном мероприятии. «Это помогает мне готовить себя к тому, чем буду заниматься в самостоятельной жизни, быть на виду, уметь правильно держаться перед людьми», - рассказала экскурсовод. Трагическая судьба Герда затронула девушку до глубины души, стала самостоятельно изучать деятельность и творчество великого земляка. Маша тоже пишет стихи, в прошлом году стала лучшей в конкурсе, проводимом молодежным центром «Югдон». Она не стесняется говорить на родном языке, в ее семье об этом даже речи нет. «У меня сестра учится в вузе, как-то на экзамене преподаватель сразу не поставил ей оценку – не знал, какую ставить, и вдруг звоню я, она начала со мной говорить по-удмуртски. Преподаватель, уважая ее за это, поставил хорошую оценку», - эмоционально рассказала Маша.
- Деятельность в качестве экскурсовода развивает меня, помогает ориентироваться в общественной жизни. Нравятся стихотворения Герда, - это уже мнение Валентины Огородниковой, отличницы, девушки любознательной, интересующейся всем новым. Аня Зайцева удостоена титула «Лучший экскурсовод года», своими исследовательскими работами она ежегодно участвует в конкурсе «Старая фотография». Арина Попова - разносторонне одаренная личность: успешна в спорте, музыкальна, но среди многочисленных увлечений находится место для деятельности в музее. «Ее приятно слушать, умеет хорошо излагать свои мысли»,- говорят о ней. Аня Воробьева – будущий химик или врач, но и ей нравится проводить экскурсии. Ангелина Шамшурина и Александра Смирнова в Гурезь-Пудге первый год, до этого учились в Каменноключинской школе. «Они такие умницы, но чересчур скромные. Видя способности, я их втягиваю в творческий процесс, привлекаю к участию в различных мероприятиях, в том числе и к экскурсиям в музее, - рассказывает классный руководитель девушек, руководитель группы экскурсоводов Светлана Щеткина.
-Самых лучших ребят собрали в свою группу? – спрашиваю Светлану Германовну.
- Я никого не набираю вопреки их воле, дети идут по желанию. Раньше были в группе и мальчики, а сейчас десять девушек.
В том, что желающие проводить экскурсии, изучать материалы музея среди ребят будут и дальше, сомневаться не приходится. Светлана Германовна для многих - любимый учитель, который может увлечь, вдохновить, как отметили собеседницы.
Музейной деятельностью Светлана Щеткина занимается с первых лет работы в школе, с конца 80-х годов, тогда это был только музейный уголок. «Историк, к тому же я неплохо писала плакатным пером, учитывая все это, Анатолий Максимович (Егоров) сразу предложил мне взяться за музей», - говорит она. Как сегодня, помнит первых экскурсоводов, среди них Диана Овчинникова, Алексей Щеткин, Вера Березина, Сергей Владыкин. У каждого из них своя дорога в жизни, выбрали разные профессии, но занятие экскурсионной деятельностью, несомненно, сыграло в жизни положительную роль, неслучайно и эти ребята, и многие последующие экскурсоводы на школьных вечерах встречи всегда с благодарностью говорят об этом.
- К приезду делегации Алнашского района как-то Анатолий Максимович попросил подготовить экскурсию на удмуртском языке, с тех пор проводим их на двух языках. А после одного моего выступления, касающегося нашей экскурсионной деятельности, в Институте усовершенствования учителей руководитель секции Валерий Созонов спросил, почему в ходе экскурсий не звучит не одного стихотворения Герда. Взяли на заметку и это замечание. В один период мы активно занимались проектами. Первый проект назывался «По тропе Кузебая Герда» (2004 г.), далее было «Удмуртское пушкиногорье» (2006 г.), с которым стали победителями в республике, следующий проект наименовали «Наш Герд». Наша идея – создать культурно-краеведческий цент районного уровня, он по сути и создан, работает у нас и филиал школы искусств, разве что документально не оформлен, - рассказывает Светлана Щеткина.
После того, как освободилась от обязанностей директора школы, РЦДТ предложил ей заниматься с детьми краеведением. Почему бы и нет? Опыт работы в этом направлении большой. Согласилась сразу. Учащиеся Светланы Германовны принимают участие во многих конкурсах. Результаты есть и на российском уровне. Исследовательская работа «Красота родного края» Жени Чирковой в 2014 году во всероссийском конкурсе удостоилась второго места, в 2015-м – у нее два диплома первой степени такого уровня. В прошлом году педагог посылала и свою работу, которая удостоилась второго места. Успешно выступают ее воспитанники во всероссийских онлайн олимпиадах, где призерами стали трое ребят: у Жени Чирковой и Ани Зайцевой - первое место, Антона Матвеева – второе, Романа Петрова – третье место. Главное, считает учитель, надо заинтересовать ребят, чтобы они приняли участие. В последние годы приходится убеждать и родителей, потому что конкурсы стали платные.
Вопросам изучения истории родного края, популяризации имен славных земляков, приобщения к этому молодого поколения Светлана Германовна уделяет очень большое значение. Признается, что привыкла уже много работать. Но все это делается не ущерб главной задаче – дать детям прочные знания. «От ЕГЭ сейчас зависит судьба ученика, потому работа по предмету – на первом месте», - сказала, поводя итог.
Валентина БОГАТЫРЕВА
|