Четверг, 16.09.2021, 14:28
Приветствую Вас Гость | RSS

АВАНГАРД     Газета Вавожского района

Главная » 2011 » Январь » 20 » Важное событие села
13:16
Важное событие села


9 октября 2011 года Тыловыл-Пельгинская церковь во имя Святых Апостолов Пет­ра и Павла будет отмечать 150-летие со дня своего освящения. В настоящее время здесь идут работы по рестав­рации храма.

Приход села Тыловыл-Пельга был открыт по определе­нию Святого Синода от 31 июля 1849 года. В его состав вошли селения ранее входившие в при­ходы села Вавож. В 1916 году в приходе числилось 20 деревень.

Первая деревянная церковь построена в 1851 году с одним престолом во имя Святых Апо­столов Петра и Павла.

В 1859 г. на средства елабужского купца 1-й гильдии Ф.Г. Чернова построена камен­ная церковь. Поразительны дея­ния купца – на его деньги (полностью или частично) с 1844 по 1912 годы был соору­жен или благоустроен 21 камен­ный храм, всегда в удмуртских деревнях. Чернов испытал по­трясение после смерти горячо любимой дочери. Размах благотворитель­ности, судя по всему, объясним еще и тем, что позже купец ос­леп.

Автор проекта и обстоятель­ства сооружения пока не уста­новлены.

Храм построен с тремя пре­столами: в холодной церкви – главный – освящен 9 октября 1861 года во имя Святых апостолов Петра и Павла, в теплой
церкви – правый – освящен 25 сентября 1866 года в честь Вве­дения во храм Пресвятой Бого­родицы, левый – в честь трех Святителей: святого Василия,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 1868 году при церкви открыто церковноприходское попечительство, а в 1869 году двухкомплектная церковно-приходская школа.

В 1873 году старая деревянная церковь разобрана.

Петропавловская    церковь закрыта на основании указа Президиума верховного Со­вета УР от 19 июня 1941 года.   Здание   передано под культурное учреж­дение. По ходатайству прихожан в 1947 году церковь открыли вновь.

Церковь стоит в середине села. Имеет трехчастную схему плана: по одной оси располагаются храмовый четверик с полукруглой апсидой, трапезная и колокольня. Храмовый объем кубический; с севера и юга оформлен четырехколонными портиками под фронтонами и увенчан полусферическим купо­лом на круглом барабане. Окна храма и трапезной арочные, с профилированными архивольта­ми, объединены импостами. Ко­локольня в нижней части четырехгранная. К основанию колокольни примыкает деревянное крыльцо. В интерьере главного храма – деревянный одноярусный иконостас. Подкупольные арки покрыты орнаментальной росписью. Сохранился в фрагментарном виде иконостас теплого храма в трапезной, в этом икностасе уцелело несколько икон второй половины 19 века («Вознесение» и другие). Цер­ковь обнесена оградой на ка­менном цоколе, с решётками и воротами художественного ли­тья. Столбы ограды наделены фигурными завершениями, от­литыми из чугуна. Габариты здания: длина – 36 м, ширина: колокольни – 11,5 м, трапезной – 10,5 м, храма – 9,5 м, апси­ды – 7,5 м.

Здание церкви является од­ним из интересных примеров реминисценций классицизма в местной культовой архитектуре середины 19 века.

                                                                       Г. Зубкова, учитель истории

                                                                       Т – Пельгинской СОШ

О Чернове

Федор Григорьевич Чернов, купец I гильдии, потомственный почетный гражданин г. Елабуги нажил свой капитал на торговле хлебом. Для оказания помощи в постройке храмов он создает собственный «Благотворительный Черновский комитет», владевший значительным капиталом, проценты с которого шли в течение 1844-1912 гг. на строительство и обустройство храмов в инородческих селениях. В 60 тыс. рублей обошлось строительство первых церквей в удмуртских селах Александрове и Варзи-Ятчи Ф.Г.Чернову в 1841-1845 гг.

В 1847 г. меценат направляет заявление в Елабужский городской магистрат, в котором сообщает, что неизвестное лицо передало ему 150 тыс. руб. на постройку 5 каменных церквей в дальних удмуртских селениях. В дальнейшем эта сумма неоднократно увеличивалась. К 1848 г. она составила 200 тыс. рублей серебром. 21 каменная церковь была построена в удмуртских селах на деньги этого елабужского купца. Подробная переписка Ф.Г. Чернова с причтом церкви по строительству храмов отложилась в архивных фондах Двенадцати-Апостольской церкви с. Ежево Глазовского уезда; Свято-Троицкой церкви с. Валамаз, Петропавловской церкви с. Большая Норья, Христорождественской церкви с. Кекоран Сарапульского уезда; Покровской церкви с. Большая Кибья, Введенско-Богородицкой церкви с. Нынек Елабужского уезда, Успенско-Богородицкой церкви с. Старый Мултан, Царево-Константиновской церкви с. Селты, Петропавловской церкви с. Тыловыл-Пельга Малмыжского уезда.

Любопытный вопрос: почему Чернов строил храмы именно в удмуртских селениях. Е.Ф.Шумилов, доктор исторических наук, краевед выдвигает версию его удмуртского происхождения. «Чернов, - считает Е.Ф.Шумилов, - стремился приобщить к православной вере как можно больше сородичей, ведь храм становился для удмуртов училищем веры и благочестия», а священник, «стоявший значительно выше местного населения по своему образованию, служил посредником между инородцами и остальным культурным миром».

Просмотров: 1174 | Добавил: avangard-vavozh | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Наш опрос

Как Вы боретесь с экономическим кризисом?
Всего ответов: 51

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0