9 октября 2011 года Тыловыл-Пельгинская церковь
во имя Святых Апостолов Петра и Павла будет отмечать 150-летие со дня своего
освящения. В настоящее время здесь идут работы по реставрации храма.
Приход села Тыловыл-Пельга был открыт по
определению Святого Синода от 31 июля 1849 года. В его состав вошли селения
ранее входившие в приходы села Вавож. В 1916 году в приходе числилось 20
деревень.
Первая деревянная церковь построена в 1851 году
с одним престолом во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
В 1859
г. на средства елабужского купца 1-й гильдии Ф.Г.
Чернова построена каменная церковь. Поразительны деяния купца – на его деньги
(полностью или частично) с 1844 по 1912 годы был сооружен или благоустроен 21
каменный храм, всегда в удмуртских деревнях. Чернов испытал потрясение после
смерти горячо любимой дочери. Размах благотворительности, судя по всему,
объясним еще и тем, что позже купец ослеп.
Автор проекта и обстоятельства сооружения пока
не установлены.
Храм построен с тремя престолами: в холодной
церкви – главный – освящен 9 октября 1861 года во имя Святых апостолов Петра и
Павла, в теплой
церкви – правый – освящен 25 сентября 1866 года в честь Введения во храм
Пресвятой Богородицы, левый – в честь трех Святителей: святого Василия,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1868 году при церкви открыто
церковноприходское попечительство, а в 1869 году двухкомплектная
церковно-приходская школа.
В 1873 году старая деревянная церковь разобрана.
Петропавловская церковь закрыта на основании указа
Президиума верховного Совета УР от 19 июня 1941 года. Здание
передано под культурное учреждение. По ходатайству прихожан в 1947 году
церковь открыли вновь.
Церковь стоит в середине села. Имеет трехчастную
схему плана: по одной оси располагаются храмовый четверик с полукруглой
апсидой, трапезная и колокольня. Храмовый объем кубический; с севера и юга
оформлен четырехколонными портиками под фронтонами и увенчан полусферическим
куполом на круглом барабане. Окна храма и трапезной арочные, с
профилированными архивольтами, объединены импостами. Колокольня в нижней
части четырехгранная. К основанию колокольни примыкает деревянное крыльцо. В
интерьере главного храма – деревянный одноярусный иконостас. Подкупольные арки
покрыты орнаментальной росписью. Сохранился в фрагментарном виде иконостас
теплого храма в трапезной, в этом икностасе уцелело несколько икон второй
половины 19 века («Вознесение» и другие). Церковь обнесена оградой на каменном
цоколе, с решётками и воротами художественного литья. Столбы ограды наделены
фигурными завершениями, отлитыми из чугуна. Габариты здания: длина – 36 м, ширина: колокольни – 11,5 м, трапезной – 10,5 м, храма – 9,5 м, апсиды – 7,5 м.
Здание церкви является одним из интересных
примеров реминисценций классицизма в местной культовой архитектуре середины 19
века.
Г. Зубкова, учитель истории
Т – Пельгинской СОШ
О
Чернове
Федор Григорьевич Чернов, купец I гильдии, потомственный почетный гражданин
г. Елабуги нажил свой капитал на торговле хлебом. Для оказания помощи в
постройке храмов он создает собственный «Благотворительный Черновский комитет»,
владевший значительным капиталом, проценты с которого шли в течение 1844-1912
гг. на строительство и обустройство храмов в инородческих селениях. В 60 тыс.
рублей обошлось строительство первых церквей в удмуртских селах Александрове и
Варзи-Ятчи Ф.Г.Чернову в 1841-1845 гг.
В 1847
г. меценат направляет заявление в Елабужский городской
магистрат, в котором сообщает, что неизвестное лицо передало ему 150 тыс. руб.
на постройку 5 каменных церквей в дальних удмуртских селениях. В дальнейшем эта
сумма неоднократно увеличивалась. К 1848 г. она составила 200 тыс. рублей серебром.
21 каменная церковь была построена в удмуртских селах на деньги этого
елабужского купца. Подробная переписка Ф.Г. Чернова с причтом церкви по
строительству храмов отложилась в архивных фондах Двенадцати-Апостольской
церкви с. Ежево Глазовского уезда; Свято-Троицкой церкви с. Валамаз,
Петропавловской церкви с. Большая Норья, Христорождественской церкви с. Кекоран
Сарапульского уезда; Покровской церкви с. Большая Кибья, Введенско-Богородицкой
церкви с. Нынек Елабужского уезда, Успенско-Богородицкой церкви с. Старый
Мултан, Царево-Константиновской церкви с. Селты, Петропавловской церкви с.
Тыловыл-Пельга Малмыжского уезда.
Любопытный вопрос: почему Чернов строил храмы
именно в удмуртских селениях. Е.Ф.Шумилов, доктор исторических наук, краевед
выдвигает версию его удмуртского происхождения. «Чернов, - считает Е.Ф.Шумилов,
- стремился приобщить к православной вере как можно больше сородичей, ведь храм
становился для удмуртов училищем веры и благочестия», а священник, «стоявший
значительно выше местного населения по своему образованию, служил посредником
между инородцами и остальным культурным миром».
|