Почти четверть века он руководил Первой республиканской клинической больницей – с 1963 по 1987 годы. На работу в Ижевск его пригласили из Вавожа, который стал для него стартовой площадкой. В Вавоже помнят Василия Васильевича коллеги, пациенты. Его смерть всколыхнула память. Галина Васильевна Русских работала с ним бок о бок, она была в те годы главной медсестрой больницы. Зубной техник Фаина Игнатьевна Обухова отмечает, какой это был хороший человек, добрый, ответственный. Медсестра Алевтина Ивановна рассказывала, как много было сделано в больнице за годы его работы.
Педиатр Любовь Аркадьевна Черенкова в годы его работы в Вавоже была школьницей. Детская память цепкая. Многое рассказывали о семье Бабуриных родители.
- О Бабуриных у нас в семье часто вспоминали.
В мединституте он учился с моей мамой, Марией Александровной Шуравиной. Родом был из большой крестьянской семьи. Старший брат, уходя на фронт, наказал ему: «Мы неграмотные, ты должен получить образование». И он выполнил наказ. С котомкой за плечами пришел в Ижевск. Пешком ходил домой за хлебом и картошкой. Людей не боялся, часто волки сопровождали до дома. В годы учебы увидел однажды на танцах скромную девчонку Тамару, попросил ее проводить. И с тех пор они не расставались. Надо сказать, что на тот вечер он пришел в кирзовых сапогах, сыгравших в этой встрече важную роль.
В Вавожской ЦРБ он работал сначала заведующим райздравотделом, потом главным врачом. Здесь же Василий Васильевич получил свой первый выговор – за строительство водопровода. До него воду носили ведрами. Сумел договориться с торфопредприятием «Нюрдор-Котья». Но проверяющие не разделили общую радость, приказали убрать.
- Я строил без денег. Теперь убирайте сами без денег.
И водопровод остался.
Приходит помощник прокурора: «Где у вас 500 железных печек»?
Бабурин показывает на крышу. И опять выговор. Всего у него было 70 выговоров.
О нем ходили легенды, в основе которых были реальные факты. Однажды он спас многодетную маму. У нее было пятеро, была беременная шестым. Она была уверена, что и в этот раз все обойдется. Но у плода поперечное положение. Терпела боль. Температура – 40 градусов. Ребенок погиб в утробе. Надо спасать мать. Но не было ни хирурга, ни гинеколога. Ждать нельзя. Созвонились с главным гинекологом Республиканской больницы. Врач-окулист Зинаида Дмитриевна Шарапова у телефона, передает ее слова Бабурину. Тот делает операцию. Потом по очереди дежурили возле нее. Спасли!
В 1963 году Бабуриных позвали на работу в Ижевск. Мои родители очень жалели, что уехали такие хорошие соседи.
В Ижевске Василий Васильевич успел сделать очень много. Добился строительства 1000-коечной больницы. Писал письма в Москву, чем вызвал гнев первого секретаря обкома. Шел напролом. Но дело выиграло. За пять лет были возведены корпуса, хотя в Казани на подобное строительство ушло десять лет. В 1982 году больница начала работать. Не было кадров. Решили вопрос: все выпускники медучилищ республики сюда направлялись. Он был хороший организатор, душой болеющий за общее дело. Не было в Ижевске отделения гемодиализа. «Ишь чего в Удмуртии захотели», - сказал один чиновник. «А что, у нас не люди что ли?». Выделили «искусственную почку».
В 1987 году он вышел на пенсию, но был полон сил и готов был работать дальше. Но «наверху» решили по-другому. Коллектив встал на защиту, пошли к юристам. Как народный врач СССР он мог работать и дальше. Собрали партактив. Вынесли постановление. Но к мнению коллектива не прислушались.
При нем было построено много, в том числе и общежитие, в год выделялось по 15 квартир. Он заботился о людях, забывая о себе. Жена, Тамара Ивановна, была хорошим ЛОР-врачом. Но награды ее обошли: «Не могу же я жену награждать»… Они воспитали хороших детей. Обе дочери пошли по стопам родителей, одна стала, как и Василий Васильевич, невропатологом, другая – хорошим массажистом.
О себе мало заботился, не привык. В родную больницу ездил на автобусе №19. Даже на юбилей больницы поехали на этом же автобусе. Увидела супругов одна из коллег, удивилась: «За вами даже машину не прислали»? Смутились даже: «Мы так, по привычке»…
С годами здоровье пошатнулось. В родную больницу Василий Васильевич попал уже пациентом. Подняли его на ноги. Сам увидел, какие сегодня возможности, какое современное оборудование нынче. Порадовался, что сегодня больница в хороших руках. Теперь ее возглавляет Надежда Михайлова. В Вавоже ее знают как Зорину. Надежда Александровна помнит, каким уважением пользовался Василий Васильевич в Вавоже в годы ее детства.
Первая Республиканская клиническая больница на Воткинском шоссе – его детище. Это его памятник при жизни. Отсюда его и проводили 10 февраля в последний путь.
Записала Надежда ШИРОКИХ
|