Каким он был в школе, как шло становление будущего живописца, вспоминает Надежда Георгиевна Петрова, которая была не только классным руководителем в 9 и 10 классах, но и его большим другом.
- Все ученики, - убеждена Надежда Георгиевна, - особенные. А у Григория Чайникова были свои особенности, которые делали его отличным от других уже в школе.
В 1976 году меня назначили классным руководителем 9«в» класса Вавожской средней школы. Для классного руководителя все дети класса становятся ближе и роднее, и за каждого из них ты начинаешь переживать, как за судьбу своего собственного ребенка.
Как классный руководитель, я должна в течение учебного года посетить квартиры учащихся, посмотреть, в каких условиях живут дети, где делают уроки… Чайниковы жили по улице Гагарина, в многоквартирном доме, так называемом бараке. Семья жила трудно. Четверо детей (Ангелина и Людмила, Григорий и Сергей) рано остались без отца, мать подкосило нахлынувшее одиночество... Наверное, именно в это время Гриша и стал взрослым, сформировался как личность. Ответственность за семью, за сестер и младшего брата, которых он очень любил, за достаток в семье, легли на плечи мальчишки. Конечно, школа, как могла, помогала одеждой, обувью, бесплатными обедами в школьной столовой… Но может ли этого хватить растущему организму?
Хорошо, что была бабушка. Она жила в Можгинском районе. Анастасия Николаевна отдавала все свое сердечное тепло и любовь внукам. Гриша проводил у бабушки все каникулы. Летом в деревне ему приходилось много работать и по дому, и в колхозе. Он знал по своему личному опыту, как тяжела деревенская жизнь, как много надо вложить труда в каждый день, чтобы выжить.
Тогда и зародилась глубокая любовь к деревне, к ее людям, умение подмечать такие стороны и черты, которые ускользают от нашего взора в повседневной жизни.
Так сложилась жизнь Гриши, что с детства и до конца ему пришлось неутомимо, без остановок и отдыха, работать. Эта борьба за существование сформировала личность огромной жизненной силы, ответственность за все вокруг себя. Он не терпел вранья и очковтирательства, был честным и всегда говорил правду в глаза. Не терпел никакого давления на себя. На все имел свою точку зрения. И еще неизвестно, кто кому был учителем: я ему или он мне.
Гриша, несмотря на трудности, был сгустком счастливой, доброй энергии. Жизнь кипела, и он был в центре этой жизни. Успевал всюду. Участвовал во всех классных и школьных мероприятиях, очень любил спорт, много читал. Был членом комитета комсомола школы. По всем предметам учился на «4» и «5». Успешно сдал все госэкзамены за курс средней школы. А сдавать их было не так легко. Кроме двух письменных экзаменов (сочинения и математики), надо было сдать еще устные практически по всем предметам. В каждом билете было по два теоретических вопроса и третий вопрос – задача или практическое задание. И это сделать было гораздо труднее, чем сегодняшние угадайки по системе ЕГЭ.
Огромным увлечением Гриши было рисование. Помню, как в перемену он стоит с учителем Иваном Тимофеевичем Кудриным, большим любителем живописи. Иван Тимофеевич держит карандаш перед глазами и что-то объясняет, показывая на предметы за окном. Большую помощь Грише оказывал учитель рисования Лев Борисович Решетников. Это благодаря ему Гришины работы могли видеть все учащиеся: в зале около учительской, рядом с химкабинетом, были выставки его работ.
Гриша использовал каждую свою минуту, чтобы сделать наброски будущих картин. Даже в перерывы и даже на уроках, положив альбом на колени, чтобы его не было видно из-под парты.
Очень любил изображать лошадей – бегущие, с развевающейся гривой или мирно пасущиеся на лугу.
Узнав о его таланте, на него наседали со всех сторон: оформить школьную газету, какие-то стенды и... Такой работы набиралось огромное количество. Кабинет русского языка и литературы был полностью оформлен Гришей.
Все, с кем рядом был Гриша, знали – это защита всех несправедливо обиженных. Все события в классе и школе были под его пристальным вниманием. Его знала вся школа. И в классе, и в школе он пользовался уважением и имел большой авторитет.
Стоило и мне где-то перегнуть палку, как Гриша оказывался около моего учительского стола и начинал уже меня воспитывать.
Еще в школе он решил, что будет художником. В 1978 году Гриша поступил в УдГУ на художественно-графический факультет. Там его талант быстро заметили и перевели в Московский государственный институт им. Сурикова.
В Вавож приезжал ненадолго. Всегда торопился, но успевал забежать в школу, пройти по ее коридорам, повидаться с учителями… В студенческие годы он приезжал в Вавож на этюды, и, возвращаясь с валинских и увинских лугов, весь продрогший, но счастливый, часто заходил ко мне домой попить чаю. И сразу вопрос: «Как твои дела? Как ты живешь?» Он ко мне обращался на «ты». И это его сердечное «ты» грело. И даже я чувствовала его защиту. И если бы что-то было не так, Гриша всегда пришел бы на помощь.
Природный талант Гриши, умноженный на его трудолюбие, дал свои плоды. Он стал известным художником, картины его начали покупать известные музеи мира, в том числе и Третьяковская галерея, его работы сегодня в частных коллекциях, в художественных галереях за рубежом.
Часто смотрю репродукции его картин, подаренные мне Гришей в июле 1993 года, и не понимаю, как можно на плоском листе бумаги изобразить так много живого пространства. Изобразить это так, что ты чувствуешь свежие чистые струи воздуха и становится легче дышать. Начинаешь сливаться с этим изображением и жить в нем: чувствовать запахи деревенской избы, слышать, как скрипят половицы в избе, как шуршат листья под ногами. Начинаешь жить вместе с героями картин, разговаривать с ними мысленно и понимать, что все, что Гриша с детства впитал в себя – все эти запахи деревни, запахи труда и пота родили в нем Художника большого глубокого таланта.
Уважаемые зрители Вавожского района! У вас у всех есть возможность познакомиться с некоторыми репродукциями картин нашего земляка Григория Чайникова в художественной галерее Вавожа. Возьмите с собой детей, внуков, оторвите их от компьютеров и планшетов. В Гришиных картинах они увидят прошлое деревни, узнают, как жили когда-то наши с вами дедушки и бабушки, какой была их жизнь, испытают сочувствие к простому человеку... И это родит в них веру в духовные силы нашего народа и самое главное – веру в свои собственные силы.
Надежда ШИРОКИХ
|