Осенью прошлого года я побывала на главной пасеке пчеловода в Мокрецово. На дворе уже к тому времени хозяйничала зима, а в теплом бревенчатом доме под звонкий треск затопленной печи, супруга Геннадия Николаевича, Татьяна, из большой цистерны разливала свежий мед по банкам. Эту партию меда, приклеивая брендовую этикетку «Три дуба», готовят для отправки в Подмосковье. Происхождение названия Геннадий Николаевич объясняет тем, что первую свою пасеку открыл вблизи дубовой рощи. Есть у него и второй ответ:
- Нас трое братьев и все мы военные. Валера, старший, – летчик-истребитель. Младший учился в рязанском воздушно-десантном училище. Я – капитан космических войск в запасе. Говорят же, что все военные дубовые, чем дольше служишь, тем толще корочка.
О том, что в нашем районе есть крупное пчеловодческое фермерское хозяйство, я узнала от специалиста администрации Водзимоньинского поселения Ольги Чайниковой, в очередной раз позвонив в поисках новостей, интересных людей.
Пчеловодством Геннадий Николаевич занимается с 1991 года. Уволившись в запас в звании капитана космических войск, он вернулся на родину. Сейчас его пасеки расположены не только в Гуляево, но и в Южном Какможе, в Нардомасе, в Мокрецово, в Баляне и в такой же малонаселенной деревне Елендор, что в Кировской области. Широк и ассортимент товара – майский мед, ивовый, одуванчиковый, разнотравный, липовый. Сегодня его мед под брендовым названием «Три дуба» известен и востребован по всей стране: «жидкое золото» с этих пасек везут не только в город Качканар Свердловской области, куда предприниматель поставляет продукцию пока только второй год, но и в Подмосковье, Санкт-Петербург, Красноярск, а также в другие города страны. Наш мед башкирской продукции предпочло и управление «Татнефти», которое закупило у пчеловода в прошлом году 700 кг полезного продукта. В среднем за пределы республики Геннадию Николаевичу удается сбыть восемь тонн меда. А когда и больше, все зависит от урожайности, признаётся пасечник.
- Знаю, что оптовики закупают и продают мой мед за башкирский, потому что в самой Башкирии, к примеру, этим летом не было урожая липового меда, который остается самым востребованным среди покупателей. Липовый цвет там нынче погубили вредители, кроме того поредели пасеки из-за гибели пчелосемей. Такая напасть наблюдалась в 2015 году и у нас, в Удмуртии, - рассказывает Геннадий Николаевич. - У нас только ивы произрастает 15 видов. Скажем, верба уже начинает цвести 24-26 апреля и цветет она неделю, максимум две. Дальше подхватывают цветение и другие виды ив. Со всех пасек нынче собрал пять фляг первого, майского, меда, кстати он считается одним из ценнейших видов. Хорошие медоносы – лещина и клен. В Нардомасе, к примеру, я получаю цветочный, разнотравный мед, в Южном Какможе – липовый. Поля, прилегающие к деревне Мокрецово, этим летом были засеяны рапсом, поэтому мед с этой пасеки пришлось собрать раньше положенного, и получился он смешанным – липово-рапсовым. Сам по себе рапсовый мед быстро кристаллизуется.
Со слов предпринимателя одна из проб меда на качество нынче показала 24 единицы Готе, это очень хороший показатель. К примеру, диастазное число алтайского и башкирского меда в среднем составляет18-25 Готе.
Чем выше цифра показывающее диастазное число, тем натуральнее и ценнее мед. Содержание диастазы в меде зависит от разновидности собранного нектара и его вязкости. Диастазное число измеряется в единицах Готе, в отношении фермента диастазы к абсолютно сухому веществу мёда, и в норме должно быть не менее 7 единиц.
Сбывает Геннадий Лебедев целый ряд пчелопродуктов: на продажу идет не только мед, но и воск, а также перга и прополис.
А начинал Геннадий Николаевич, как сам признался, с малого, пять лет каждый день подряд по одной странице, как минимум читал специализированную литературу по пчеловодству и не должен был день проходить без единого вбитого гвоздя. Так, методом проб и ошибок сам научился мастерить ульи для пчел.
- И на пятый год только прибыль от своего дела получил. Так все вкладывал, вкладывал. Вот почему и дом еще не достроил.
Теперь Геннадий Николаевич сам является учителем для многих. Многие пчеловоды из соседних районов консультируются с ним, курирует он и пчеловодов Кировской области. Летом дает возможность трудоустройства для школьников. Почти на каждой пасеке под руководством взрослых работают несколько школьников, так дети получают навыки работы с пчелами. В их обязанность входит чистка рамок и ульев, караул роя, покраска ульев, откачка меда. Работают у него подростки из Водзимонья и Вавожа, а также из деревни Азиково Кировской области. За ответственный и старательный труд они получают зарплату в размере 10 тыс. рублей и баночку меда в придачу. И кто не захочет подзаработать у пчеловода? Вот почему многие родители, еще с ранней весны договариваются с ним о трудоустройстве своих детей.
- В хорошую погоду бригадой в пять-шесть человек за день с одной пасеки успеваем пять-шесть фляг меда откачать. Редкий случай, когда только три. И самое тяжелое в нашей работе – это фляги таскать. Пчеловодство – это планомерное перетаскивание тяжести в особо крупных размерах. И я не шучу. У всех пчеловодов спина болит, болят руки в локтевом суставе.
Сотрудничает с пчеловодом и Ижевская сельхозакадемия, ежегодно определяя одного-двух студентов на учебно-производственную практику. На основе работы и практики на пасеке они пишут свои курсовые и дипломные работы по пчеловодству. Не стоит на месте, развивается и сам пасечник. Не оставляет без внимания республиканские семинары и конференции пчеловодов. Ежегодно увеличивает количество пчелосемей, обновляет старые улья. И при этом, как выяснилось в ходе беседы, Геннадий Николаевич чтит народные приметы и поверья.
- Есть поверье, что нельзя говорить, сколько у тебя ульев, а то сглазишь. Они же сегодня есть, а завтра может и не быть. Пчелы ведь даже не подлежат страховке. То куница разоряет, то болезнь поразит, то корма плохие, то мор ударит, то рапса объедятся. Если рапс губит корову, объевшуюся этой масличной культурой, из семейства капустных, то пчелы хуже что ли? Есть еще и другое поверье, которое гласит, что возле пчел жадничать нельзя, они не любят.
И с улыбкой глядя в лицо он протянул мне баночку меда.
- А эти я дарю вашему коллективу, - раскладывая несколько баночек с вкусным гостинцем в коробку, сказал Геннадий Николаевич. И, увидев мой шок, поспешно добавил:
- Если пчеловод злой и жадный, то пчелы у него не ведутся, гибнут. Вот в Елендоре, например, где у меня пасека стоит, я каждому пенсионеру по 0,5 баночек даю, и у меня пасеку никто не трогает в лесу.
- Он всех медом задаривает, от него никто никогда без меда не уезжает, - рассказывает помощник пчеловода Сергей Яранцев. - Лакомятся нашим медом и в Водзимонском детском садике и в школе. Когда в Водзимонье церковь восстанавливали, строителей медом тоже угощал. Он бессребреник, очень добрый человек.
Да, наверное, во всем этом и есть Геннадий Николаевич.
Тягот труд, да сладок мед, говорит пословица. А мед, щедро преподнесенный в дар нашему коллективу Геннадием Николаевичем, и в правду был очень вкусным, с ароматом лета. Уверена, с таким же удовольствием, расхваливая, едят мед и жители города Елизово, что на 32 км западнее г.Петропавловска-Камчатского, куда прошлой осенью также была отправлена партия меда под брендовым названием «Три дуба». Крепкого дубового здоровья Вам, уважаемый Геннадий Николаевич. Счастья и здоровья вашей семье, а так же благополучной зимовки, интенсивного весеннего наращивания пчелосемей и отличных медосборов в новом году.
Ирина ЛОЖКИНА
С одной пасеки набирается 400-500 кг воска. Оптовики за 1 кг перги дают 1000 рублей, рыночная цена составляет 2.5 тысячи рублей. Собираем и прополис, 50% которого раздаю, половину продаю.
|