Поездки молодого преподавателя состоялись за счет гранта DAAD, полностью оплачивались немецкой стороной. Чтобы выиграть грант, требовалось написать программу, заполнить анкеты, оформить в определенные сроки запрос и – ждать решения. Людмиле Александровне в этом помогли ее стремление владеть в совершенстве немецким языком, ее упорство, целеустремленность и поддержка семьи – мужа и маленького сыночка. Людмила Уралова (Коркина) – наша землячка, выпускница Новобиинской школы. Об особенностях обучения на курсах и пребывании в Германии рассказывает сама Людмила Александровна Уралова.
- В этом году мне снова посчастливилось побывать в Германии, я стала стипендиатом института им. Гете. Семинар продолжительностью три недели, на котором побывала, был посвящен методике преподавания немецкого языка, назывался «Проектная деятельность в ВУЗе». Документы на участие я отправила в сентябре, а в декабре получила положительный ответ из Москвы о том, что немецкая сторона одобрила мою заявку и документы отправляют в Германию. Немецкая сторона перечислила деньги на авиа- и железнодорожные билеты, и 26 июля 2015 г. из Можги я отправилась в путь. Сначала на поезде до Москвы, а потом на самолете авиалиниями Люфтганза. Прилетела в г. Франкфурт-на-Майне в крупнейший аэропорт Германии. Он настолько огромный, что между первым и вторым терминалами курсируют автобусы. От Франкфурта до Мангейма я добралась на автобусе за час.
В Мангейме снимала комнату у немецкой семьи. Семью для меня, как и другим участникам семинара, подобрал Гёте-институт и оплатил проживание. Проживание в немецких семьях предоставляло нам возможность изучить культуру «на месте» и общаться на «живом немецком». Семья, а это муж, жена и двое детей, приветливо встретила меня. Моя комната находилась на цокольном этаже, в сорокоградусную жару я чувствовала себя там очень комфортно. По вечерам мы с Кристианом и Инес часто беседовали о различиях наших стран и культур. По утрам завтракала вместе с ними. На завтрак немцы обычно едят мюсли с йогуртом и фруктами, булочку с сыром и ветчиной, пьют апельсиновый сок и кофе. После завтрака я отправлялась на учебу. Дорога от дома до института занимала 50 минут на трамвае.
Занятия начинались в 9 утра и продолжались до 17.30. Это довольно долго, но у нас еще был час на обед и две кофе-паузы по 15 минут. На кофе-паузы нам всегда приносили фрукты и сладости (печенья, конфеты) и, собственно, сам кофе в любом количестве, а обедали мы каждый раз в новом ресторане – итальянском, испанском, вьетнамском, мексиканском. Завтраки, кофе-паузы и обеды оплачивал институт, а на ужин нам выделались отдельные деньги. Каждый понедельник получали 75 евро на карманные расходы, в том числе и на ужин. Участников семинара было 21 человек из разных стран: России, Украины, Азербайджана, Китая, Южной Кореи, Польши, Чили, Колумбии, Южной Африки, Чехии.
Занятия обычно проводились в здании Гёте-института в уютных аудиториях, оборудованных всем необходимым: компьютеры, принтеры, мультимедийная доска, кондиционер для комфорта. Цвета Гёте-института – это белый и зеленый (салатный). Все выдержано в этих цветах, вплоть до папок. Мы работали в мини-группах по четыре-пять человек. У каждого была своя папка, в которую мы складывали полученные материалы и задания. Каждый день занятия начинались с разминки. Цель разминки – помочь учащимся войти в языковую среду, снять иноязычную скованность, напряжение, пробудить интерес к занятию.
После разминки рассаживались за столами, где находились наши папки, получали подробный план на день и после объяснения задания начинали работать. Каждый день показывали какой-либо проект (музыкальный, театральный, литературный, вебквест и др.), и мы старались уложиться за день с изучением нового метода и разработать к ним методические рекомендации. Почти все виды работ выполнялись в группах. Все эти мини-проекты подготавливали нас к большому самостоятельному проекту в конце третьей недели. Я работала с преподавателями из Украины над проектной работой, которая называлась «Что мотивирует учиться студентов в Мангеймском университете». Для начала мы разработали план и пункты, которые будут освящены в нашей презентации. Первый этап включал поиск информации на сайте об университете. Второй этап – интервью со студентами университета и фотографирование. Третий этап – работа с полученной информацией и ее обработка. Мы обрабатывали аудиоматериал, учились «обрезать» и объединять в определенной программе. И представили нашу презентацию на веб-сервере Padlet. Вот так интенсивно мы занимались и в конце получили сертификат о прохождении курсов. Наша работа каждый день состояла из мини-проектов с использованием компьютерных технологий, программ, веб-сервисов.
Курсы дали мне много нового, и в ближайшем будущем я начну использовать эти знания на своих занятиях. Познакомилась с проектным методом работы, научилась пользоваться различными бесплатными сервисами, программами, с помощью которых можно сделать презентацию. Обучилась всему через действие, что помогло мне понять, как правильно выстроить занятие, где возникают трудности, на что сделать акцент и т.п. Обучение через действие – лучшее решение приобретения знаний, умений и навыков за краткосрочное время.
Еще одной важной задачей было научить нас работать в команде, в разных командах, и научить этому потом наших студентов. В конце нам был проведен тест на умение работать в команде. Справились не с первого раза. Оказалось, что преподаватели большей частью индивидуалисты, и работать в команде, особенно в первую неделю, нам было сложно, даже возникали конфликты между некоторыми участниками. Но это дало нам возможность взглянуть на себя со стороны, подкорректировать собственное поведение, а также почувствовать то, что ощущают наши студенты, работая в группах. Это был новый толчок для саморазвития и самосовершенствования.
Кроме занятий в институте, на курсах была предусмотрена культурно-развлекательная программа. Мы ходили на прогулки вдоль Рейна, на фестиваль кино, в национальный театр на балет «Маленький принц», а в воскресенье съездили в сказочно красивый город Гейдельберг. В пятницу второй недели мы устроили так называемый «Интернациональный вечер», где каждый представлял свою страну. На этот праздник были приглашены семьи, в которых мы жили.
Будучи в Германии, я понимала, что наши немецкие коллеги на шаг впереди нас. Но благо, что они дают возможность учителям и преподавателям из разных стран повышать свой профессионализм. Я благодарна программе DAAD, Гёте-институту за возможность стажировки за рубежом.
Л.Уралова
|