У
деревень своя судьба. У одних, расположенных на большой дороге, жизнь проходит
на виду: проезжающие мимо люди становятся свидетелями происходящих там перемен.
О других, притаившихся на окраине, знает лишь ограниченный круг людей, для
многих они так и остаются деревнями, находящимися где-то там.
Думаю, что читателям
будет небезынтересно прикоснуться к судьбе так называемых дальних деревень:
Дубровки, Старого Жуе и Новотроицка,
находящихся в трех десятках километрах от райцентра, в самой южной точке
района. Эти населенные пункты практически соединены друг с другом, посторонним
трудно разобраться, где кончается одна деревня и начинается другая.
Для Евдокии Репиной эти места – малая родина.
В Новотроицке прожила жизнь, только на седьмом десятке с семьей дочери
переехала в Вавож. Рассказывает, что ее предки в свое время, объединившись,
отделились от Старого Жуе и создали починок, который назвали Новотроицк. Ее
отец Репин Александр Иванович здесь председательствовал. В августе 1941-го
отсюда ушел на фронт и не вернулся.
Количество дворов в Новотроицке в лучшие времена доходило до двадцати трех.
- Словно принаряженная невеста была деревня.
Двухсторонняя улица, посредине росла красивая липа. Девушки с других мест
говорили: «Выйти бы сюда замуж и хоть
три дня пожить в этой красивой деревне». Жители очень дружны были. Какая работа
есть – все вместе делали. Если к кому-то гости приедут – по всем домам водили»,
- рассказывает Евдокия Александровна.
Сегодняшним видом
родной деревни моя собеседница уже не восхищается. Из стройных рядов домов
только одна сторона более или менее сохранилась, на другой осталось всего два
дома. В Жуе подобная картина, со стороны Новотроицка улицы практически не
стало. Евдокия Александровна на пальцах считает сохранившиеся хозяйства: «Дети
женятся, замуж выходят и оставляют насиженные места, родительские дома остаются
пустыми. Многие уезжают в Можгу, Учу, Вавож».
Когда-то в каждой
деревне свой колхоз был. Потом деревни объединились в один колхоз. «Восход»,
«Искра», а в одно время деревни относились к одному из трестов г. Ижевска.
Много председателей перебывало у руля хозяйства за годы ее работы: Третьяков,
Телицын, Федоров, Серебряков, Гарачев, Бушмакин, своя дочь Римма Дмитриевна
Коротаева тоже возглавляла хозяйство. Всякую работу пришлось переделать. В
молодости Сюрекскому леспромхозу лес
заготавливала, потом долгие годы работала дояркой, а дальше и свинаркой, и птичницей, и на откорме КРС
была, в колхозной столовой работала. «Когда на пенсию вышла, даже в церкви в Тыловыле пела. Чем только не занималась,
разве лишь детей в школе не учила», - улыбается моя собеседница, рассказывая
про себя.
С семьей дочери время
от времени она бывает в родных местах. Ее здесь всегда принимают очень тепло.
Вот и в последний приезд родственник Валерий Репин признался: «Нам тебя здесь
не хватает». «Словно свою маму увидела», - прослезилась, обнимая ее женщина, с
которой вместе работали на ферме. Однако такого рвения, чтобы поехать обратно и
жить там, у нее нет. Говорит, была бы деревня, как раньше красивая, добротная;
были бы живы, с кем долгие годы вместе жила и работала, наверное, тогда душа
рвалась туда. Но нет ни того, ни другого. А здесь рядом дочь, зять, внуки,
правнуки.
За счет пенсии
или пособия
С дубровскими жителями
ближе мы познакомились прошлой осенью, в пору уборки картофеля в личных
подворьях. Несмотря на рабочий день, почти в каждом огороде были люди, причем
не по одному человеку. Характерная черта этих деревень – наличие большого
количества незанятого населения. Кто-то на неделю-две съездит поработать на
сторону, кто-то на месте временно работу найдет. Немало таких, которые годами
сидят без дела. Если в семье есть пенсия или пособие по безработице,
компенсация, осуществляющему уход за престарелым, считается, что уже
неплохо.
Раиса Баймакова – на пенсии два года. Вышла на заслуженный
отдых с колхозным стажем, получает минимальную пенсию. Жива мать-пенсионерка.
Муж работал в Мостострое, но в момент нашего знакомства сидел без работы.
Спросили про детей. Сын в Петропавловске-на-Камчатском, дочь замужем, живет в
Вавоже, строятся.
На соседнем участке
копали картофель Любовь Наймушина и ее сын. Они с мужем тоже пенсионеры, у
сына, как сказала, сахарный диабет, не трудоустроен, раньше работал в колхозе. Интересно было услышать,
что другой сын новых знакомых живет с семьей в Вавоже по-соседству с редакцией.
У Людмилы Пантюхиной
есть маленький ребенок, в сентябре малышке было 2,5 годика. Мама сидела в
бесплатном отпуске по уходу за ребенком. Муж ухаживал за бабушкой (причитается
компенсация трудоспособному лицу, осуществляющему уход). Раньше, по словам
жены, работал на технике в колхозе. «Я на любую работу бы пошла. Некуда. Может,
на склад в ночную смену люди нужны будут», - сказала в беседе Людмила про себя.
Статус ухаживающего за
бабушкой к тому моменту был и у главы семьи Комышевых. Но вскоре после нашей
поездки 99-летняя бабушка умерла. Татьяна Комышева работает на ферме. «У меня
два сына и дочь. Дочь учится платно в УдГУ. Старший сын и племянница живут в
Москве. Теперь средний сын туда уехал и работает, тут пил только», - делилась наша новая знакомая семейными
делами.
«И мы в люди выходим»
С декабря 2005 года
дубровские, старо-жуинские, новотроицкие земли относятся к ООО «Восход».
Сегодняшние показатели сельхозпредприятия достойные. Урожайность зерновых в
2011 году составила свыше 23 центнеров с гектара, картофеля – 130. Животноводы
сельхозпредприятия в истекшем году в числе первых хозяйств в районе превзошли
6000-й рубеж по надоям молока на корову. «И мы в люди выходим. С другими
доярками теперь на равных будем», - довольно говорили животноводы, когда мы
встречались с ними на ферме в конце того года. Работающие стабильно получают
зарплату.
Однако количество
работающих в ООО «Восход» из числа дубровских, старожуинских, новотроицких
(примерно сорок человек) сегодня не составляет и половины той численности,
которая имелась в ранешние годы. Но, как заметила одна из жителей Дубровки,
колхоз (имеется ввиду ООО) не резиновый, и ферма нерезиновая, начальники умные,
зачем им лишние люди. В конторе заверили, что все добросовестно работающие, кто
не дружит с рюмкой, сегодня при деле. Кстати, Людмила Пантюхина, которая
говорила о готовности идти на любую работу, как оказалось, ухаживает уже на
ферме за телятами.
- По сравнению с
другими годами, работники сельхозпредприятия стали больше получать и жить
лучше. Это видно и по ученикам. И на нас, учителей, «не давят», как раньше:
«Ладно, вам зарплату платят, попробуйте, как мы жить». Сейчас уже не так. С
родителями легче стало работать. И деньги приносят ребята, если для чего-то
надо. Когда родниками занимались, ребята по домам ходили. Люди хорошо отзывались:
по 50 рублей, по 100 рублей давали. Однако количество людей, занятых в ООО
незначительно, во многих семьях положение тяжелое, - рассказывает учительница
Галина Зубкова.
Не хлебом единым
жив человек
Первый раз эту молодую
девушку я увидела около трех лет назад в РДК. Ольга Анисимова представляла ООО
«Восход» на районном конкурсе животноводов «Сударушки-доярушки». Сидящих в зале она тогда заворожила своей артистичностью, богатой мимикой и
находчивостью. А еще многим было любопытно, что самое дальнее сельхозпредприятие
представляет такая молодая талантливая доярка. Выяснилось, что девушка
закончила Ярский политехникум, потом лето поработала в загородном лагере.
Приехав домой, предоставила маме отпуск на ферме и на некоторое время осталась там.
Второй раз увидела ее
позапрошлым летом, когда выезжали готовить публикацию в «Авангарде» об
освящении старо-жуинского родника. Вместе с деревенскими она присутствовала на
этом мероприятии, была в хорошем расположении духа. К тому времени Ольга успела
поработать в городе на одной из заправок. Сказала, что насчет будущего у нее
планы есть, но раскрывать не стала, я и не настаивала.
О том, чем она решила заняться, узнала уже в
следующий приезд. Оказалось, что Ольга через центр занятости ушла на
самозанятость, взяла субсидию и купила телят. Ее такой шаг не удивил никого,
девушка очень работящая, ей не чужд любой физический труд. Однако к моменту
этой встречи она была уже разочарована в своей идее. «Я убедилась, что сельское
хозяйство – не выход. Сразу такую сумму из полученной субсидии отдаешь
на налоги, а когда еще от этих телок и бычков доход получишь? И еще:
работаешь, работаешь, и абсолютно некуда идти, чтобы отдохнуть. Тут никто не
выдержит. Клуб большой был, хоть волейбол гоняй – закрыли. Соберемся теперь в
гараже: мы – в карты, парни пиво пьют. Разве это дело? Картофель выкопаю и уеду
отсюда», - горячо рассуждала девушка.
Если не сами, то
кто?
Сами деревенские не
позаботятся о своем досуге, другим дела до них не будет. Руководствуясь этим
принципом, здесь организуют досуг в тех условиях, какие есть. Не первый год на
улице Дубровки ставят новогоднюю елочку и устраивают гулянья. «На своей улице
мы и Масленицу отмечаем. Куклу соломенную делаем и потом ее сжигаем. Блины
обязательно бывают. Осенью деревней можем выйти картошку испечь. Троицу
отмечаем, тут уж уха бывает. А теперь еще стали традицией встречи у родников.
Сначала нас тыловыльские приглашали, у родника в удмуртских нарядах нас встретили, потом мы их на старожуинский
родник пригласили. А куда деваться? Людям общения хочется», - рассказывает
Галина Зубкова.
Она еще помнит, как в
Старом Жуе построили большой кирпичный клуб, а потом в 90-е его закрыли, и
здание постепенно разрушилось. «Не надо было его закрывать, в Тыловыл-Пельге
клуб тоже холодный, но до сих пор стоит. Мы, когда молодые были, сами тепло
оденемся, детей оденем, и так собирались там. Смотры художественной
самодеятельности проводили, до десяти коллективов свои программы показывали. И
Новый год, и Старый отмечали, на другие праздники собирались. Помню, как Мария
Ивановна Коновалова (старейшая жительница д. Старое Жуе), плакала, когда этот
клуб закрыли.
Последние годы под
досуг было отдано помещение, где в свое время размещались садик и школа. Но
теперь и оно закрыто, второй год здесь нет учреждения культуры. Да, требования
к объектам культуры сейчас жесткие. Но разве безопаснее, когда молодежи вообще
некуда приткнуться? «У меня три сына.
Два уехали учиться, но на выходные приезжают. Вечером с друзьями едут в Тыловыл. Младший,
шестиклассник, с ними же. Когда на мотоцикле, когда-то с кем-нибудь на машине.
Если бы клуб здесь работал, мы бы спокойнее были», - поведала 38-летняя Лариса
Герасимова.
Было 60, сегодня
- 17
Одна из старейших
уроженок Новотроицка Евдокия Репина волнуется за судьбу родных деревень. Не
постигла бы Старое Жуе, Новотроицк и Дубровку участь когда-то близлежащих
населенных пунктов. «Изопельга кончилась, у нее был починок Каменка – тоже
давно нет, был Изоил, его починок Петропавловск. Нет Уйвай-Пельги. Мыркошмес
(название в удмуртском варианте) исчез бесследно».
Учительница-краевед
Галина Зубкова мечтает о том, чтобы в опустевшей Изопельге, в доме ставшего
знаменитым летчика Данилова, создать
музей, повесить на доме табличку, привести
в порядок родник, чтобы оставить память о деревне. Она рассказывает, что
раньше в школу добирались в переполненном автобусе, на одной ножке приходилось
стоять. 60 школьников из этих деревень в Тыловыл-Пельгинскую школу ездили,
сегодня – 17. Окончив школу, ребята не возвращаются домой. «Я не понимаю,
почему все в город рвутся. Ладно, если удачное замужество, женитьба, а если все
по съемным квартирам мотаться, что там хорошего?» - рассуждает Галина Зубкова.
Сама она прикипела к этим местам. Считает, что детей воспитала привязанными к
малой родине. Теперь сомневается, что правильно сделала. Младший взял в жены
свою, деревенскую, заработки ищет на стороне. Старший устроен в Вавоже, жилье
купили в Силкино. Говорит, если бы нормальные условия в родной деревне,
стабильная работа, никуда бы не уехал. «Мы уж не мечтаем об асфальте, была бы
хорошая гравийка до Вавожа. Обидно, что больницу в Тыловыле закрыли. Заболеем –
в Вавож надо ехать, вот и ходим на работу с температурой. Мы ведь не молодеем,
наоборот население стареет, а значит, и болеем чаще. Если хотя бы раз в неделю врач приезжал», - о желаемом вслух
рассказывает Галина Анатольевна.
Именно дальние деревни
в первую очередь страдают от современной глобализации. Там быстрее угасает
жизнь. А ведь как раз в глубинке больше сохранились обычаи, привычки, умение
делать деревенскую работу. С гибелью деревень умирает пласт вековой культуры.
Это и разрушение экономики.
Для нашей республики сохранение деревни –
также сохранение языка коренного народа. В городе, в райцентре в большинстве
семей обрусение происходит уже во втором поколении. На деревне замыкаются
демографические проблемы. Здесь выше рождаемость: по результатам переписи 2010
года в деревне на 1000 женщин 1876 рожденных детей, в городе – 1328.
Однако ситуация такая,
что от предыдущей переписи (2002 г.) до последней (2010 г.) на 48% увеличилось в России число заброшенных
деревень. Об этой статистике должны помнить те, кто сегодня стремится на самые
высокие посты. Где-то читала, что японцы, зарабатывая большие деньги в
промышленности, платят своим крестьянам за рис в восемь раз дороже, чем он
стоит на мировом рынке. Потому что не хотят, чтобы в деревне разучились
выращивать рис, чтобы люди не покинули землю-кормилицу. Ладно, в нашем районе
не самая худшая ситуация. У нас немало деревень, которым по-хорошему могут
многие позавидовать. Тем не менее,
происходящие в России негативные в отношении деревни процессы, не обходят и
нас. Жива деревня? Живи, деревня!
Валентина
БОГАТЫРЕВА
|