Необходимость
ориентации школы на сохранение и развитие здоровья, установка на здоровый образ
жизни школьников подтверждается статистическими данными. В докладе бывшего
министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой на
заседании Президиума Совета при Президенте РФ по
реализации нацпроектов и демографической политики в 2010 году отмечено, что
только 21,4% школьников в России можно назвать абсолютно здоровыми, а здоровый
режим сегодня соблюдают только 19,4% учащихся.
Результаты
научных исследований Научного центра здоровья детей Российской академии
медицинских наук свидетельствуют, что в последнее время произошло значительное
ухудшение состояния здоровья школьников. За последние 15 лет распространённость
функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89%, среди их
сверстниц-девушек – на 51,6%, частота встречаемости хронических болезней
возросла более чем на 30%.
Сложившаяся
ситуация требует от школы взаимодействия с родителями, выработке стратегий,
направленных на снижение уровня заболеваний и сохранение здоровья детей и
подростков.
В
общении с родителями учителям физической культуры нередко приходится слышать,
что родители хотели бы получить консультацию по формированию у своих детей
интереса к урокам физической культуры, к дополнительным двигательным занятиям.
Кроме того, родителей интересуют вопросы гигиены и физиологии детей.
Учителя
физической культуры, в свою очередь, хотели бы большей инициативы родителей в
воспитании детей – организации распорядка дня, физической активности ребёнка
дома, контроле домашних заданий по физической культуре.
Очень
действенными средствами взаимодействия семьи и школы являются школьные
спортивно-творческие мероприятия. В них родители могут быть и организаторами
мероприятия и непосредственными участниками. В нашей школе есть опыт проведения
таких спортивных мероприятий: волейбол и мини-футбол между командами родителей
и учащихся, а так же весёлые старты и конкурсы между семьями (организаторы –
учителя физической культуры: Зайцева Татьяна Викторовна, Иванова Ольга
Николаевна). Все формы семейного физического воспитания так или иначе повышают
практические и теоретические знания родителей и учащихся по данному
направлению.
Для
ребёнка нет большего авторитета, чем родители. Личный пример, совместные
физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха
физического воспитания в семье.
Представлю
некоторые виды физической активности, вполне доступные для реализации в рамках
семейной физической культуры.
Бег
– простейший вид спортивной деятельности, не требующий особых условий для места
занятий. Разбудить интерес детей к бегу помогают различные задания, например,
смена направлений бега, пробежки змейкой между предметами и т.д. По
возможности надо чаще использовать бег по песку, мелкой воде, травянистым
дорожкам, бег по наклонной поверхности. Бег эффективен для воспитания
выносливости, улучшения физического состояния. Нагрузки дозируются в
зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Важно,
что, не имея оборудования, можно получить хороший результат.
Езда
на велосипеде. В семейном физическом воспитании она используется не часто из-за
того, что, как правило, в семьях велосипед есть только у ребёнка. А между тем
велопрогулки оказывают разностороннее воздействие на сердечно-сосудистую,
дыхательную системы, способствуют укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей
развиваются быстрота, ловкость, равновесие, координация движений, ориентировка
в пространстве.
Лыжные
прогулки. В соответствии с учебной программой
по физической культуре дети ежегодно получают лыжную подготовку в школе.
Их знания можно использовать при общих лыжных прогулках для того, чтобы дети
подправили технические навыки своих родителей. Это только повысит самооценку
ребят и усилит взаимопонимание между родителями и детьми.
Домашние
занятия. Это ещё один вид взаимодействия учителя физической культуры с семьями
школьников. Учитель может рассказать о том, какие требования предъявляются к
местам занятий, о дозировке выполнения упражнений.
Ребёнка
легче заинтересовать регулярными занятиями, если оборудовать «домашний
стадион», сделать или купить специальные снаряды или тренажёры. Это могут быть
подвешенная трапеция, укреплённая в дверном проёме перекладина, гантели,
массажёры. Важно, чтобы занимались не только дети, но и взрослые члены семьи.
Контроль со стороны родителей будет одним из стимулов к занятиям, и здесь связь
между родителями и учителями физической культуры будет опосредована через
учащихся.
Учитель
физической культуры – связующее звено между школой и семьями учащихся. Много
проблем приходится решать педагогам при работе со школьниками и их родителями.
Но школа и семья представляют единую цель в воспитании ребёнка, поэтому они
должны работать совместно.
В
заключение хочется поблагодарить всех родителей – активных помощников школы,
пожелать успехов и школе, и семье в воспитании здорового гражданина нашей
Родины, дальнейшего плодотворного сотрудничества всем в данном направлении.
А.МЕЗРИН,
учитель
физической культуры МБОУ «Вавожская СОШ»
|